Завкаф в ответе

1. Почему абитуриенты должны отдать предпочтение обучению в сфере PR в
техническом вузе, а не в классическом?

Не ДОЛЖНЫ, но МОГУТ… Разделим вопрос на две части:

  1. Нужны ли вообще гуманитарные факультеты в техническом вузе?
  2. Почему PR надо учиться в пермском политехе, а не в классическом университете?

Существует расхожий стереотип, что гуманитарные факультеты технических вузов -
слабое звено. Часто можно услышать «закрыть», «ликвидировать», «развелось этих …».
Однако общеизвестно, что крупнейшие технические вузы мира всегда имеют сильные
гуманитарные факультеты, а количество гуманитарных предметов в инженерной
подготовке колеблется от 45 до 60%.
HR-специалисты утверждают, что наиболее успешными и востребованными в любой
профессии являются те, кто обладает

  • hard skills (жесткие навыки, связанные с профессиональными компетенциями) и
  • soft skills (гибкие навыки, не связанные с профессией, но способствующие профессиональной эффективности и карьерному росту).

К soft skills для профессий будущего называют навыки, которые относятся
исключительно к гуманитарной сфере.

  • коммуникабельность и договороспособность,
  • способность работать в команде,
  • системное мышление,
  • клиентоориентированность,
  • мультиязычность и мультикультурность,
  • работа в условиях неопределенности,
  • креативность,
  • экологическое мышление,
  • навыки самопрезентации и презентации интеллектуального продукта.

Очевидно, что технари не могут без гуманитариев, потому что

  • Нельзя полететь в космос (технические компетенции), если не мечтать об этом, разглядывая звездное небо (гуманитарные компетенции).
  • Нельзя ответить на вопрос Станет ли робот опасными для человека (гуманитарные компетенции) с развитием искусственного интеллекта (технические компетенции)?
  • Нельзя кодировать и программировать (технические компетенции), не имея идей и высоких смыслов (гуманитарные компетенции).
  • Мир никогда не узнает о вашем великом изобретении (технические компетенции), если не уметь правильно презентовать и продвинуть его (гуманитарные компетенции).

Гуманитарии не могут без технарей, потому что

  • Развитие сквозных технологий в профессиональной сфере тесно связано с гуманитарной междисциплинарностью профессий будущего – цифровой лингвист, медицинский маркетолог, специалист по IT- и ИИ-этике, техностилист и инфостилист, социальный модератор, корпоративный антрополог, тайм-менеджер, архитектор трансмедийных продуктов, профессии на стыке креативных индустрий и ИИ и пр.
  • Современный специалист по коммуникациям должен уверенно владеть ITкомпетенциями.

 Теперь о пермском политехе и PR. Синтез традиций и инноваций является залогом хорошего образования. Кафедра «Иностранные языки и связи с общественностью» (ИЯиСО) готовит специалистов, бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью с 1998 г. Это первая кафедра в Пермском крае, которая дает образование в этой области. Сначала кафедра работала по программам МГИМО МИД России, что обусловило обязательность высокого уровня знания английского языка для выпускников кафедры. Первые студенты этого направления на занятиях по английскому переводили книги Ф. Котлера, по которым учились на специальных предметах, т.к. учебников по PR тогда еще не было. 
Абитуриенты могут отдать предпочтение обучению в сфере PR в пермском политехе по многим причинам. Наши конкурентные преимущества: 

  • Английский язык – свободно + программа дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Выпускники кафедры не только свободно владеют английским языком, но и ведут профессиональный диалог на неродном для них языке. Наши выпускники без проблем работают в международных компаниях в России и за рубежом и поступают в магистратуру Китая, Канады, Голландии, Америки, Финляндии и пр. Группы создаются по уровню владения языком. 
  • Институт корпоративных преподавателей: занятия ведут лучшие практикующие специалисты в сфере рекламы и связей с общественностью. Практические занятия по журналистике ведут практики 59.ru. (Основы интернет-журналистики) и РБК-Пермь (Основы ТВ-журналистики) 
  • Тесная связь обучения с практикой: практические навыки работы в digital- сегменте (SMM-продвижение, контент-маркетинг, копирайтинг, рерайтинг и пр.), в сфере маркетинга и проектной деятельности. Например, прямо сейчас наши студенты проходят практику на Международном спортивном Форуме «Россия – спортивная держава».

  • Коллаборация с ведущими коммуникационными агентствами Перми и России, где студенты могут проходить стажировки и практику. 
  • Регулярное тестирование качества и конкурентоспособности образования: участие во всероссийских и международных конкурсах и конференциях, где студенты кафедры регулярно занимают первые позиции.  

 

  • Коллаборация с ведущими вузами России позволяет прослушать курс лекций преподавателей из СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (Санкт-Петербург): сетевая магистратура профиля «Реклама и связи с общественностью в высокотехнологичных отраслях». 
  • Полный образовательный цикл: бакалавриат – магистратура - аспирантура. Продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре. 
  • Возможность поступления в IT-магистратуру по IT-профилю «Дизайн информационной среды». 

 
2. Как связаны иностранные языки и связи с общественностью? Зачем пиарщики изучают английский язык, если использование иностранных слов в рекламе запрещено? 
 
Даже если человек претендует только на работу в российской компании с российскими продуктами и целевыми аудиториями, иностранный язык ему необходим. Знание иностранных языков напрямую связано с работой специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью:  

  • Карьера и конкурентоспособность: возможности быстрого карьерного роста, претендовать на место в престижной международной компании, напрямую работать с зарубежными клиентами и брендами, готовить презентации и представлять организацию на мероприятиях и выставках за рубежом. 
  • Работа с англоязычными нейросетями и ПО, которые предлагают широкие возможности для рекламиста и PR-специалиста.
  • Повышение квалификации и самообразование: принимать участие в профессиональных семинарах, вебинарах, конференциях; читать профессиональную литературу и получать информацию в англоязычном Интернете; слушать подкасты (Inside PR, PR Week, Young PR Pros, Provocate Mediа и др.); смотреть в оригинале «производственные» фильмы о работе маркетологов, специалистов по рекламе и PR (What Women Want (2000); Mad Men (2007-2015); Absolute Power (2003); Scandal (2012); Thank You for Smoking (2005); Wag the Dog (1997); The Ides of March (2011); The Queen (2006) и др.). 

3. Как вы мотивируете студентов, у которых возникают трудности с изучением языка? 
 
На нашей кафедре читается уникальный для Перми курс «PR на английском». Трудности с изучением языка возникают только у тех студентов, которые не ходят на пары и не выполняют домашние задания. У остальных трудностей нет, т.к. наши преподаватели выстраивают доверительные и уважительные отношения со студентами.  
А мотивация зависит от того, зачем студент пришел в университет: желание узнавать новое, родители настояли, надо получить «корочки», «пересидеть» кризис и др. От этого и будет зависеть его отношение к учебе. 
 
4. Не создает ли стремительно развивающийся искусственный интеллект угрозу для будущих выпускников? Может ли специалист по PR и рекламе стать ненужным?  
 
Давайте сначала спросим об этом у самого искусственного интеллекта, который прогнозирует очень низкие (17-20%) риски замены человека ИИ в сфере PR, рекламы и маркетинга. 

При этом исследователи Высшей школы экономики в 2019 г. 
считали, что к 2025 году ИИ оставит без работы значительную часть маркетологов.  
По прогнозам практиков, в среднесрочной перспективе нейросети не смогут заменить человека в сфере PR, рекламы и маркетинга. 

  • Сегодня создано огромное количество нейросетей с различными функциями, однако практика показывает, что ИИ способен только компилировать и генерировать из уже существующего, создавать лишь типовой продукт, шаблоны которого создаются человеком. Любая вводная, стоящая за пределами заданной программы, приводит к отказу нейросети решить задачу.  
  • ИИ хорошо пишет короткие и простые тексты (например, карточки продуктов для маркетплейсов, пресс-релизы, новости и пр.), но сложный текст будет «пустым», «казенным» и малоинтересным. Нейросеть сегодня может заменить лишь низкоуровнего копирайтера; профессиональный копирайте трансформируется в редактора текстов, созданных ИИ.  
  • Нейросеть мгновенно и лучше человека справляется с обработкой данных, однако не способен решать новые, сложные, креативные и нетривиальные задачи. Все, что касается корпоративных стратегий и ценностей, стратегий позиционирования и продвижения бренда, новых идей, качественного текстового контента, живого общения с целевыми аудиториями — всё это пока недоступно ИИ.  

Однако бесспорно, что работа с искусственным интеллектом станет обязательным навыком специалиста в сфере рекламы и PR.  
Характерным примером того, что автоматизация не сможет заменить человека полностью, является компания 
BottleKeeper из Калифорнии, которая с 2015 г. продаёт в розницу и мелким оптом контейнеры-холодильники для бутылок.  
Адам Каллинан рассказывает, как они с Мэттом Кэмпбеллом построили семизначный бизнес (годовой объём продаж — 8 млн долларов) без единого сотрудника, только через тотальную автоматизацию всех процессов на сайте компании, который привлекал более 150 тысяч клиентов в год. 
Однако сегодня в BottleKeeper, кроме основателей, работает пять 
сотрудников, и компания продолжает набирать сотрудников. Сквозные технологии не смогли заменить человека на стратегических позициях: операционный директор, клиентский менеджер, email-маркетолог, креативный маркетолог и видеорежиссер. 
 
5. Самое многочисленное по заявлениям абитуриентов направление - это Реклама и связи с общественностью. Однако, сейчас в Прикамье очень сложно трудоустроиться в сфере маркетинга, рекламы и пиара, в среднем приходится 15,2 резюме на одну вакансию. Можно ли уже говорить о перенасыщении рынка PR-специалистами и необходимости ориентировать абитуриентов на другие направления для поступления?  
 

По чти все студенты кафедры к 4 курсу бывают трудоустроены. Не работает только тот, кто не хочет работать. 
Наша специальность имеет широкий спектр точек входа в другие профессии: маркетолог, таргетолог, проект-менеджер, копирайтер и редактор, журналист, контент- маркетолог, медиапланер, SMM-маркетолог, бренд-менеджер, имиджмейкер, event- менеджер и др. В крайнем случае, некоторые наши выпускники с хорошим английским работают в языковых центрах или преподают английский детям в Китае, Испании и других странах. Некоторые студенты-выпускники работают на фрилансе.  
По данным «Авито», в январе 2023 г. спрос на фриланс-услуги по рекламе и PR вырос на 113% в сравнении с 2022 г. 
По данным портала ГородРабот.ру, средняя зарплата Специалиста по связям с общественностью в России за 2023 год ‒ 41 471 рубль. За месяц заработная плата увеличилась на 1.8% ‒ с 40 704 до 41 471 рубль. А чаще всего в вакансиях встречается зарплата 35 000 рублей (модальная). 
На сентябрь 2023 г. Пермь входит в ТОП -10 городов по количеству вакансий в этой сфере. 

По данным портала hh.ru, на 22.10.2023 в Перми в сфере рекламы, маркетинга и PR предлагается зарплата выше средней по России. Чаще всего требуется опыт работы от 1 до 3 лет, который студенты (при желании) нарабатывают во время учебы. Понятно, что топовые позиции с высокой зарплатой требуют профессионального опыта и деловой репутации, которые приходят со временем и регулярной практикой.

6. Помогаете ли вы трудоустраиваться своим студентам после окончания обучения? Есть ли работодатели, которые сотрудничают только с вашей кафедрой?  
 
Вакансии для выпускников, которые регулярно приходят на кафедру, обычно остаются невостребованными, т.к., как уже говорилось, почти все студенты кафедры к выпускному курсу бывают трудоустроены.  
Студенты получают предложения от работодателей во время практики и стажировок, в процессе занятий, которые ведут работодатели-практики, работодатели приходят на защиту дипломов и выбирают возможных претендентов на работу. 
На вопрос Есть ли работодатели, которые сотрудничают только с вашей кафедрой? ответ – да. Однако по отношению к трудоустройству этот вопрос вряд ли имеет смысл, т.к. подразделения рекламы и PR немногочисленны. Другое дело, что сегодня КАЖДОЙ организации для выживания на рынке требуется специалист по коммуникациям, как минимум, в онлайн-сфере. Поэтому трудоустроим однозначно, однако для этого студент должен зарекомендовать себя ответственным и профессиональным специалистом.  
Наши выпускники занимают ведущие позиции во многих российских и международных копаниях: Метафракс, Яндекс, Нестле, ЛУКОЙЛ-Пермь, Авиадвигатель, СтройПанельКомплект, Пермская торгово-промышленная палат, F2 innovations, Promobot, Galileosky, Международный аэропорт Пермь Большое Савино  и др.    
 
7. О гуманитарном факультете тремя словами...  
 
Самый технический среди гуманитарных, самый гуманитарный среди технических…