Общие сведения
Кафедра «Иностранные языки и связи с общественностью» входит в состав гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Кафедра «Иностранные языки и связи с общественностью» готовит специалистов по связям с общественностью с 1998 года.
СТРУКТУРА КАФЕДРЫ
Кафедра включает учебные, научные и проектные структуры.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Кафедра осуществляет образовательную деятельность по следующим направлениям:
Кафедра реализует многоуровневую подготовку по следующим основным образовательным программам:
Бакалавриат по направлению:
42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»
Профиль программы – «Связи с общественностью и реклама»
Квалификация – бакалавр
Форма обучения – очная, 4 года
Магистратура по направлению:
42.04.01 «Реклама и связи с общественностью»
Профиль программы – «Реклама и связи с общественностью в развитии территории»
Квалификация – магистр
Форма обучения – очная, 2 года; очно-заочная – 2 года 5 месяцев (занятия только по субботам)
Аспирантура по направлению:
45.06.01 «Языкознание и литературоведение»
Научная специальность – 10.02.19. «Теория языка»
Квалификация – кандидат филологических наук
Форма обучения – очная, 3 года; заочная – 4 года
Отдельно необходимо отметить универсальность подготовки специалистов по рекламе и связям с общественностью, которая позволяет выпускникам успешно трудиться в различных сферах коммуникационной деятельности, а также глубокое изучение профессионального английского языка на протяжении всего периода обучения.
Помимо основного диплома по специальности есть возможность получения дополнительного к высшему образования по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» с получением диплома государственного образца.
Дополнительное образование:
Программа "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации"
Форма обучения – вечерняя,
Срок обучения – 2,5 года (5 семестров) для студентов технических специальностей, 1 год для студентов специальности «Реклама и связи с общественностью».
По окончании обучения выдается государственный диплом профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
http://pr.pstu.ru/tostudents/terkom/
ПРАКТИЧЕСКАЯ БАЗА КАФЕДРЫ
Кафедра развивает практико-ориентированную модель подготовки специалистов, создан институт корпоративных преподавателей.
ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ
Практика студентов начинается с 1 курса и проходит:
В государственных структурах: Законодательное собрание Пермской области, администрации г. Перми и области, районные администрации, Региональное управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Пермскому краю, Пермская областная избирательная комиссия, Налоговая полиция Пермского края и др.
В коммуникационных и рекламных агентствах: «Площадь круга», «SPmedia» и др.
На государственных и коммерческих предприятиях: ОАО «Уралсвязьинформ», ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермь» и ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт», ОАО «Авиадвигатель», ЗАО «Дедал», ОАО «СтройПанельКомплект», ОАО «Мотовилихинские заводы», ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Сильвинит», ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО «Уралкалий», ОАО «Кунгурский машиностроительный завод», ОАО «Мотовилихинские заводы», Пермская торгово-промышленная палата и др.
В театрах и музеях: Пермский театр оперы и балета, Музей пермских древностей, Строгановские палаты (Усолье) и пр.
В электронных и печатных СМИ: ВГТРК «Т7», издательский дом «Компаньон», Телекомпания «Рифей», Авто TV, ТРК «Авторадио», журналы «Товары и цены Перми», «Я покупаю», «Malina», газеты «Пермский обозреватель», «Business Class», «Компаньон», «Березниковский рабочий», интернет-портал «permnew.ru» и др.
Учебные стажировки во Франции: IEERP – Европейский институт по связям с общественностью (Франция, Париж).
НАУЧНАЯ БАЗА КАФЕДРЫ
Научные лаборатории и научные интернет-ресурсы кафедры
При кафедре работают две лаборатории – «МК в квадрате» и «PRoject Student» (научная база бакалавриата и магистратуры) – и крупный международный интернет-проект «Лингвистический иконизм (ЛИК)» (научная база аспирантуры).
Проектная лаборатория «PRoject» (руководитель доц. Л.А. Белова) http://pr.pstu.ru/practica/project/ включает два направления исследований:
- Лаборатория исследований массовых и межкультурных коммуникаций «МК в квадрате» (руководитель проф. С.С. Шляхова) http://pr.pstu.ru/practica/mk/
- Лаборатория «PRoject Student» (руководитель доц. Ю.Ю. Лекторова) http://pr.pstu.ru/practica/student/
Международный научный интернет-проект «Лингвистический Иконизм (ЛИК)» http://liconism.ru/ посвящен проблемам лингвистического иконизма. Главный редактор и научный руководитель проекта – д.филолог.н., проф. С.С.Шляхова.
Научные школы и направления
Научная деятельность кафедры ИЯиСО сосредоточена на разработке проблематики в рамках двух основных направлений:
- научные исследования в сфере рекламы, связей с общественностью, теории и практики коммуникации;
- научные исследования в сфере лингвистики и перевода на материале разноструктурных языков.
Сотрудники кафедры являются членами диссертационных советов, редколлегий журналов, других научных и профессиональных ассоциаций и объединений.
Кафедра ежегодно проводит следующие конференции и конкурсы:
- Всероссийский с международным участием конкурс студенческой рекламы по геобрендингу «GeoPin». http://geopin.tilda.ws/
- Международная конференция «Перевод, реклама и PR в современной коммуникации» (совместно с кафедрой ИЯЛП);
- Всероссийская конференция «Города и местные сообщества» (совместно с кафедрой ГУиИ).
Научно-исследовательская работа студентов
Не менее важной является студенческая научно-исследовательская составляющая работы кафедры.
Студенты кафедры регулярно публикуются в сборниках научных статей и рецензируемых журналах, входящих в РИНЦ и список ВАК.
Ежегодно студенты кафедры занимают призовые места во всех научных и профессиональных мероприятиях и конкурсах.
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
Преподавание в бакалавриате и магистратуре осуществляет высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, в том числе и ведущие специалисты-практики в сфере рекламы и связей с общественностью. http://pr.pstu.ru/kafedra/prof_prep/
Наличие ученой степени у профессорско-преподавательского состава бакалавриата и магистратуры – 65-75% кандидаты и доктора наук, в том числе доктора наук – 15-18%; доля работников-руководителей организаций, деятельность которых связана с профилем реализуемой программы – 15-20%.
Штатные преподаватели постоянно повышают квалификацию на различных курсах, семинарах, конференциях. Библиотека кафедры содержит более 1300 изданий и регулярно пополняется специальной литературой. Здесь преподаватели и студенты могут изучить новые издания и уже ставшую классической литературу по связям с общественностью и смежным дисциплинам.
Обучение специалистов по связям с общественностью на базе гуманитарного факультета построено на гармоничном сочетании теории и практики. Основой являются междисциплинарный, комплексный подход к подготовке студентов, интегральная база обучения, применение инновационных технологий и подходов, а также привлечение к учебному процессу практикующих специалистов.
Кафедра Иностранных языков и связей с общественностью установила и поддерживает связи с различными коммерческими и некоммерческими организациями Пермского края; сотрудники некоторых из них являются корпоративными преподавателями. На кафедре ИЯиСО создан Институт корпоративных преподавателей http://pr.pstu.ru/kafedra/corp_teacher/
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БАЗА
Библиотека кафедры ИЯиСО для бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»
Библиотека кафедры ИЯиСО (находится по адресу ул. Проф. Поздеева, 13, корпус Г, к. 304, 307) содержит около 1300 изданий по рекламе, брендингу, маркетингу, журналистике, связям с общественностью, включая классические труды по PR, маркетингу и рекламе. Каталог библиотеки кафедры ИЯиСО – на сайте кафедры http://pr.pstu.ru/tostudents/metod_recommend/
Учебно-методические пособия сотрудников кафедры по дисциплинам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» (электронный формат)
Методические пособия для бакалавриата на сайте кафедры в разделе «Методические рекомендации» http://pr.pstu.ru/tostudents/metod_recommend/
Методические пособия для магистратуры на сайте кафедры в разделе «Методические рекомендации» http://pr.pstu.ru/magistratyra/recommendation/
Учебные пособия и монографии сотрудников кафедры по дисциплинам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»
- Шляхова С.С. Стилистика русского языка и литературное редактирование. (Учебно-метод. пособие). Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2003. 99 с.
- Козлова О.Д. и др. Городские миры. Опыт гуманитарного исследования (колл. монография). Пермь, 2006. 312/21.
- Козлова О.Д. Антропология культуры. Учебное пособие по культурологии для студентов высших учебных заведений. Пермь, ПГТУ, 2006. 556 с.
- Невоструева А.Ф. Современная пресс-служба. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2007. 261 с.
- Шляхова С.С., Комановская Т. И. Выпускная квалификационная работа: структура, содержание, оформление. (Учебно-методическое пособие для специальности «связи с общественностью»). Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007. 51 с.
- Шляхова С.С. Стилистика русского языка и литературное редактирование. (Конспект лекций). Перм. Гос. Техн. Ун-т. Пермь, 2008. 200 с.
- Шляхова С.С. Основы теории коммуникации. (Учебно-метод. пособие). Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. 31 с.
- Козлова О.Д. Введение в философию. Уч-метод. пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный. Пермь, ПГТУ, 2008. 50 с.
- Шляхова С.С. Риторика (основы теории коммуникации). (Учебно-метод. пособие). Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. 40 с.
- Козлова О.Д. История мировой литературы и искусства. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Пермь, ПГТУ, 2009. 204 с.
- Козлова О.Д. и др. Новые традиции (колл. монография). Центр изучения культуры. СПб.: Изд. дом Петрополис, 2009. 372/9.
- Шляхова С.С. Русский PR-текст: 100% достижение результата. Серия «Вершина успеха». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. 414 с.
- Шляхова С.С. Эффективный PR-текст: форма и содержание. Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2009. 387 с.
- Невоструева А.Ф. Социология. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2010. 204 с.
- Невоструева А.Ф. Паблик рилейшнз в системе социологического знания. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2010. 258 с.
- Лекторова Ю.Ю. Политические коммуникации в сетевом ландшафте: акторы и модели взаимодействия. Saarbrücken: LAP, 2012.
- Козлова О.Д. Коммуникативная риторика. Сборник упражнений (учеб. пособ.). Пермь, ПГТУ, 2012. 57 с.
- Невоструева А.Ф. Социальная сущность информационно-коммуникационного пространства в его историческом развитии. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. 258 с.
- Кормановская Т.И. и др. Геобрендинг: практическая коммуникация в продвижении территорий (колл. монография). L'Harmattan (Париж-Милан-Монреаль-Москва), Европейский институт паблик рилейшнз (IEERP). Париж, 2014.
- Невоструева А.Ф. и др. Личность в информационно-инновационном обществе (колл. монография). Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. 448 с.
- Невоструева А.Ф. Актуализирующая роль информационно-коммуникационного пространства в социальных процессах современного общества. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2016.
- Куличкин А.П. Теория и практика массовой информации (региональный контекст). Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2016.
- Белова Л.А. Риторика. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2017.
Библиотека специализированной литературы для аспирантов по научной специальности 10.02.19 «Теория языка»
Библиотека специализированной литературы для подготовки аспирантов по научному направлению аспирантуры кафедры находится на портале Международного научного интернет-проекта «Лингвистический Иконизм (ЛИК)» в разделе «Библиотека» http://liconism.ru/biblioteka-library.html
Онлайн-библиотека содержит регулярно обновляемый, наиболее полный и общедоступный массив материалов (монографии, диссертации, статьи, словари, рецензии и пр., в том числе малотиражные и труднодоступные) по проблемами лингвистической мотивированности, выполненных учеными России и других стран (на русском, польском, белорусском, чешском, словацком, украинском, болгарском, македонском, удмуртском, коми-пермяцком, английском и др. языках). На сегодня электронная библиотека включает более 600 работ по лингвистическому иконизму.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
Студенты специальности ежегодно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях на местном, региональном и всероссийском уровнях:
- всероссийские: Всероссийский тотальный диктант, Всероссийский Фестиваль с международным участием «PR - профессия третьего тысячелетия» (Санкт- Петербург, ЛЭТИ), Всероссийская студенческая Олимпиада по специальности «Реклама и связи с общественностью» (Казань, РФ), Открытый Всероссийский конкурс студенческих работ в области развития общественных связей «Хрустальный Апельсин» (Москва, РФ), Всероссийский студенческий форум по связям с общественностью в сфере кино и телевидения – PRКИТ, MEDIAКИТ (Санкт-Петербург, РФ), Сибирский коммуникационный форум «NovoPRsk» (Новосибирск, РФ), Всероссийская конференция «Города и местные сообщества» (Пермь, РФ) и др.;
- международные: Всероссийский с международным участием конкурс видеороликов по геобрендингу «GeoPin» (Пермь, РФ), Международный интернет-конгресс «Связи с общественностью и реклама: теория и практика» (Челябинск, РФ), Международная олимпиада по связям с общественностью на иностранных языках «PR Inter Voice» (Санкт-Петербург, РФ), Международный конкурс BigGame by Marketorium (Санкт-Петербург, РФ) и др.
http://raso.perm.ru/projects/crystal-orange/
Студенты старших курсов имеют возможность пройти модульную программу при IEERP Европейском институте образования по связям с общественностью (г. Париж). С IEERP у кафедры заключен договор о сотрудничестве.
Ведется активное сотрудничество с Пермским представительством РАСО, студенты специальности «Реклама и связи с общественностью» ведут общественную деятельность в рамках РАССО. Одним из направлений работы здесь является профориентационный проект для старших школьников «PRодвижение». Кафедра является корпоративным членом РАСО с 2006 года.
Кафедра активно сотрудничает с крупнейшими коммуникационными агентствами Перми «Площадь круга», «spmedia» http://www.sp-media.ru/news/321-sp-media-organizovala-lekciu-v-pgniu.html , «МАРТ» http://mart-pr.ru/ и др.
НАШИ ПАРТНЕРЫ