Прудников Андрей Юрьевич: “Теория поколений — это не индульгенция для того, чтобы жить со своими изъянами”

Андрей Юрьевич Прудников – доцент кафедры ИЯСО ПНИПУ, кандидат политических наук. Мы поговорили с ним о том, что стало причиной его интереса к преподавательской деятельности, что он читает и каким видит нынешнее поколение студентов.

 

Андрей Юрьевич, здравствуйте мы хотим задать Вам несколько вопросов, узнать о Вас и о том, чем Вы занимаетесь. Начнем с того, какие дисциплины Вы преподаете?

Я работаю в Пермском Политехе и веду такие дисциплины, как “Теория и практика связей с общественностью”, “Введение в специальность”, “Основы территориального брендинга”, “Политология и политический консалтинг”.

Когда Вы начали работать на кафедре и при каких обстоятельствах?

Получается, что с 2016 года. Я был наслышан о том, что на кафедре ИЯСО новая заведующая – Светлана Сергеевна Шляхова, у нее исключительно положительные характеристики и с ней интересно работать. Насколько изменилась атмосфера с ее приходом и насколько она стала творческой интересной, об этом говорили. 

Я работал в вузах достаточно много, но всегда где-то в другой профессиональной плоскости, как совместитель: в высшей школе экономики несколько лет, какое-то время – в классическом университете (учился там в аспирантуре, соответственно, проходил практику). Я прекрасно понимаю, что такое “атмосфера” на кафедре, что такое “слаженный” коллектив. К тому времени я истосковался по хорошей командной игре. Мне было интересно получить творческую интересную работу при условии, что эта работа осуществляется в творческом коллективе, где цели достигаются не директивным путем, а путем того, что все люди одинаково заинтересованы в хорошем результате. Сейчас это так и есть.

Исходя из личного опыта, Вы можете сказать, что наша кафедра лучше, чем другие? 

Я не знаком абсолютно со всеми кафедрами в этом университете, в других университетах, в мире. Я могу сказать, что наша кафедра однозначно одна из лучших где-либо потому, что я знаю это по отзывам, по разговорам с коллегами, по своему личному опыту: хороший коллектив на кафедре – это не такая уж и частая история. Коллектив людей, которые обличены знаниями, регалиям, очень часто сталкиваются с тем, что внутри начинается конкуренция. Очень большая работа заведующего кафедрой и вообще самой кафедры объективно заключается в том, чтобы уметь эти личные амбиции поставить на второе место и заняться реальной работой на общее благо. И я понимаю, что, наверное, далеко не каждая кафедра может похвастаться таким настроем. При этом допускаю, что есть кафедры, которые ничуть не хуже нашей, а может даже превосходят нас с точки зрения результативности.

У Вас есть любимый предмет? Предмет, который Вы с душой ведете и чувствуете, что он Вам нравится больше остальных?

Я бы выделил для себя “Территориальный брендинг”. Меня немного расстраивает то, что в современном пиаре существует тенденция существования работника без каких-либо знаний и умений, без четкого бэкграунда. Это печалит, ведь людям кажется, что главное – это быть креативным и очень веселым. Конечно, это очень важно, но если пиарщик работает без бэкграунда из разных сфер жизни, то он становится сильно ограничен в своей профпригодности. А территориальный брендинг – это та история, где без хорошей и разнообразной базы знаний ничего, я уверен, построить невозможно. Невозможно построить бренд города или любой другой территории, не зная элементарных исторических фактов, географии местности, культурных особенностей, социологии города и туристической индустрии. Территориальный брендинг является областью деятельности, которая находится на стыке дисциплин. Недаром и географы, и историки, и бренд-менеджеры, и маркетологи, и пиарщики находят здесь сферу своего применения. Здесь речь идет об “экзотическом” пиаре, который дается только тем, кому интересно “прокачать” свои энциклопедические знания и разобраться во всем.

Вы считаете себя креативным человеком? Или Вам чаще приходится опираться на имеющиеся знания?

Я уверен, что креативность рождается во многом из хорошей базы знаний, потому что креативность – это умение переносить прежде наработанный удачный опыт, творческие решения задач на другую почву, умение найти возможности для переноса. Большинство “новых” методов и ходов уже не в первый раз используется, и если человек способен систематизировать факты, в том числе исторические, он рано или поздно научится креативным технологиям. 

Как звучали темы ваших научных исследований? Диплом, диссертация?

Диплом и диссертация у меня практически по одной и той же теме. То есть диплом я писал по идеологии евразийства в российском политическом ландшафте, тема диссертации тоже была связана с евразийской идеологией, но в данном случае формулировка была другая: “Проблема идеального государства в политических учениях евразийства”. Речь шла о том, как внутри такой страны со специфической идеологией белые эмигранты бежали от советской власти в разные страны Европы и Америки. Евразийство было одной из достаточно интересных и экзотических идеологий. Евразийство – это одна из альтернатив, и никто из нас не знает, какая из этих альтернатив может выстрелить даже в том будущем, которое можем застать мы. Мне кажется, полезно задумываться о том, что ничто не вечно и любая система имеет свои плюсы и минусы. Более того, мы сами закладываем для той или иной системы либо подводные камни, либо укрепляем ее и выбираем, где нам быть. Работа пиарщиков в том числе в этом и заключается: либо в укреплении некой системы и работе в сотрудничестве с ней, либо в разрушении и порождении больших сомнений среди общественности.

Чем вы занимаетесь, кроме работы в университете?

Мне кажется, самое банальное – я живу. 

Если вы про хобби, то стараюсь как-то иногда выезжать за пределы города. заниматься импровизированными путешествиями. Не всегда получается путешествовать далеко и изучать дальние просторы. Но попасть своим ходом в какие-то близлежащие города, о которых наслышан, но никогда в них не бывал, можно. 

Люблю бывать на природе, это позволяет отвлечься. Любительски, я бы даже сказал, любительски в квадрате я занимаюсь велоспортом. Да и спортом это сложно назвать: я ни с кем никогда не соревновался и не ставил задачи ездить столько-то километров в час. Я отправляюсь иногда в небольшие велопутешествия. Раньше у меня получалось устраивать заезды километров на 140.

Что Вас сподвигло полюбить преподавание?

Преподавание – это попытка вовлечь других людей в какую-то сферу деятельности. Когда видишь своими глазами, как человек растет и говорит, что он ощущает свой рост, это, честно говоря, вдохновляет. 

У меня получалось так, что на какой бы работе я ни оказывался, постоянно приходилось кого-то учить. Было в администрации губернатора новое дело, с нуля надо всех учить. Редакция нового журнала, который с нуля создан, – половину сотрудников надо учить. Отчасти это вдохновило и стало причиной появления любви к преподаванию. 

Вторая причина в том, что я учился в классическом университете и меня там впечатлило состояние перехода из школы в университет. Когда с тобой говорят исключительно на «Вы», когда тебе дают понять, что все, что вокруг тебя происходит, – твоя зона ответственности, когда преподаватели с профессорскими званиями и крупными именами дают тебе какие-то заоблачные по сложности задачи: прочитать на первом курсе Платона, Аристотеля, Руссо, Дидро и прочих товарищей, да еще пытаться рассуждать здраво, по-взрослому. При этом они дают существенные ключи для того, чтобы понимание этих вещей было легче, за счет того, что сами обладают мощным бэкграундом. Это, конечно, тоже вдохновляет. Хочется соответствовать высокой планке, которую задали эти люди.

Вообще Вы любите читать? Ваши любимый писатель и любимое произведение?

Я не могу назвать себя запойным чтецом и любителем художественной литературы, но, тем не менее, есть такие периоды, когда просыпается большая потребность в чтении. Периодически я могу в это погружаться, находить на это время. Но в большей степени я больше люблю слушать художественную литературу, чем ее читать, причем ту художественную литературу, которая позволяет быть источником для извлечения каких-то серьезных выводов. Это необязательно должно быть развлечением, это должно быть именно попыткой поиска ответов на определенные вопросы. Любимым писателем я именно поэтому, пожалуй, назову Кафку.Очень многое из того, что он написал, узнаешь в реальной жизни. И более того, на мой взгляд, он один из лучших социологов власти. Человек, который понял власть настолько хорошо, насколько мало кто ее сумел понять. Его “Замок” и “Процесс” — две книги, которые глубоко запали мне в душу.

Что бы Вы пожелали студентам будущего? И к чему призвали готовиться?

Не забывать о том, что теория поколений — это не индульгенция для того, чтобы жить со своими изъянами, рожденными социальными сетями и веком Интернета. К сожалению, многие сегодняшние студенты твердо уверены, если загуглить, посмотреть в Интернете, что-то получится. Гуглить научились все, но, по существу, лишь единицы могут найти то, что хотят найти. Стерлась граница между достоверным знанием и знанием недостоверным. Люди гуглят, находят первую попавшуюся ссылку на некачественно написанную статью с кучей ошибок, с кучей дезинформации, с кучей неверных трактовок и так далее – и все это воспринимают, запоминают. В итоге у человека в голове образуется полная каша, формируется абсолютно искаженная картина мира, которая при этом не подвергается сомнению и осмыслению. Именно поэтому студентам нашей специальности я бы пожелал обратить на это внимание и развивать навыки критического мышления. Развиваются они не только путем изучения пиар и рекламных ходов, но и за счет общей эрудиции, начитанности и образованности.

 

Пенихин Владислав

СО-19-3б