Рыжова Валерия Валерьевна: "Создай себя сам"
Вы совсем недавно попробовали себя в роли преподавателя. Расскажите о своих впечатлениях.
Это новый интересный опыт для меня. Будучи студентом, ты нацелен на получение оценки и знаний, а здесь цель – эти знания передать. Таким образом, пытаешься контролировать: «а правильно ли делаю; доступно ли объясняю; а так ли оцениваю». – Так скажем, постоянный контроль над собой, в том числе вызывает у меня сложность. Хотя сложность, это интересный опыт, можно уже формулировать мысли и передавать опыт.
Вы по профессии политолог. Как это связано с профессией пиарщик?
Политология – это наука об обществе, а общество тесно связано с понятием коммуникация. Понятно, что любой государственный орган, социальный институт или некоммерческая организация – существуют в информационной среде. Получается, что это не отдельно от всей системы, а находится в коммуникации друг с другом, а сейчас активное развитие информационного общества и увеличение потребления информационной составляющей. Я сталкиваюсь с грамотным выстраиванием коммуникаций и связей с общественностью. Это одна из составляющих, которая связана с пиаром.
Расскажите об опыте работы? Какие задачи выполняли?
На выборах работала с обеих сторон: кандидатов и организаторов выборов.
Сначала, со стороны кандидатов, в рамках работы в избирательном штабе. У нас был план, но действительность на выборах всегда диктует какие-то новые обстоятельства, когда надо молниеносно реагировать, бежать и делать, чем быстрее, тем лучше. Без образования работала в поле. Передо мной стояли исполнительские задачи: раздача листовок, агитация, сбор подписей, участвовала в работе штаба и видела все изнутри.
Процесс настолько захватил меня, что я пошла учиться на политолога. И продолжила работать в штабах кандидатов, но с более сложными задачами.
А именно: формирование имиджа кандидата, разработка биографии и т. д. Любые выборы – проект с определенной целью и ограниченный по времени. Когда выезжаете на территорию округа, то там полностью ломается сознание и представление о жизни других людей. На месте понимаешь, что жизнь течет иначе. Невозможно иметь набор каких-либо правил, приехать в округ, применить их и гарантированно победить. – Всегда будет что-то новое, каждый год.
Далее я работала пресс-секретарем краевой избирательной комиссии, то есть, с одной стороны, это взаимодействие с кандидатами и их штабами, а с другой стороны, со СМИ, а с третьей стороны, с избирателями, а также с госорганами и территориями. В пресс-службе государственного о́ргана всегда очень ограниченный бюджет. Это сразу увеличивает КПД пиарщика на 200%. Не только выстроил стратегию и реализовал её за деньги, но и достиг тех самых связей с общественностью, чтоб о тебе написали бесплатно.
Работа на выборах это огромный стресс. Как с этим справляетесь?
Работа на выборах–максимальный уровень стресса. Выборы – это всегда перманентный стресс, некий кризис. Есть несколько типов организаций: «Те, что иногда сталкиваются с кризисами; те, кто время от времени сталкиваются с кризисами; те, кто живут в кризисе постоянно». – Так вот, выборы – это постоянный «кризис». То есть, когда обстоятельства невозможно предугадать на 100%, приходится реагировать быстро. Важен склад характера человека, который будет работать в этой сфере, потому что не каждый способен пребывать в перманентной ситуации кризиса. У некоторых людей рефлексия занимает много времени, а здесь даже некогда думать – «Идёшь дальше и потом, оглядываясь назад, думаешь, как я вообще всё это пережил».
Есть ли у Вас совет, как восстановить репутацию после скандала?
Скандал будет всегда абсолютно разный. Однозначного ответа – нет. Нужно иметь докризисный план, то есть, что я буду делать в ситуации А, в ситуации Б и в ситуации В. Они, конечно же, будут отличаться друг от друга, но сам факт наличия этого плана будет психологически страховать. А дальше – грамотная нейтрализация последствий кризиса. Здесь наличие большой системы, так скажем, поддержки в информационной повестке в вашей сфере, экспертов и общественников, а также журналистов, которые поддержат – будут огромным преимуществом. Но всё это необходимо нарабатывать заранее.
«Хороший» пиарщик — это какой пиарщик?
Хороший пиарщик – это человек, который может всё и в любой ситуации не скажет: «это нереально», «я не могу», «я не знаю». Всё-таки это человек, который должен понимать, что возможно всё, только надо найти способ и «креативный подход». Все границы существуют только в голове.
Чем Вы увлекаетесь, кроме работы?
Здоровый образ жизни – всегда был моим хобби на протяжении всех лет, даже прошла специальное обучение. Открыла для себя много нового, интересного и полезного. На правильном питании строится всё здоровье человека. Это тот вклад сейчас, который потом принесет дивиденды.
Я более 12 лет работаю тренером, для души. «Пенсионер» по степ-аэробике и аквааэробике, иногда провожу силовые. Начинала я, как и все в моей жизни, из интереса и для себя, но потом затянуло.
Чтобы вы хотели бы добавить в заключении?
Можно только сказать, что пиарщик должен быть стрессоустойчивым и разносторонне развитым человек, у которого сферы интересов достаточно широкие. PR, сам по себе, это широкая сфера деятельности. Сегодня выстраиваешь коммуникацию от лица фирмы дверей, завтра продвигаешь двигатели, послезавтра работаешь на кандидата. Пиарщик – человек комплексный и не ставит границы у себя в голове. Говорить: «Нет, это невозможно». Почему нет, если это работает?!