Шестакова Ольга Валентиновна: "Кафедра - это живой организм"

Ольга Валентиновна Шестакова - кандидат филологических наук, доцент кафедры ИЯСО ПНИПУ, заместитель заведующей кафедры, преподаватель дисциплин "Иностранный язык", "Деловой иностранный язык", "Культурные факторы в рекламных коммуникациях и связях с общественностью" и др. Мы поговорили с Ольгой Валентиновной о том времени, когда она сама была студенткой, о том, как она начала работать на кафедре, и о самой кафедре. Узнали о хобби, сфере научных интересов и даже о том, какие видеоблоги она предпочитает смотреть на досуге. Ее достижения и жизненный путь показывают, что важно найти свое призвание и что никогда не поздно это сделать.

Какое учебное заведение и специальность Вы окончили, в  каком городе?

Пермский государственный университет, филологический факультет, романо-германское отделение.  Поступила сразу же после школы. Родом я из Челябинской области, но выбрала Пермский университет. Тогда еще не было интернета, просто взяла справочник, полистала, и мне очень захотелось учиться в Пермском государственном университете. 

Вы полюбили языки с детства?

Да, с детства. Языки давались мне легко. Наверно, повлияло то, что мои родители – билингвы: мама – русский (родной язык) и литовский, папа - русский (родной язык) и татарский. У мамы училась литовскому, у папы – татарскому.

Какие дисциплины Вы преподаете у нас в Политехе? 

Немецкий язык - у бакалавров и магистров технических направлений подготовки, английский - у бакалавров технических направлений подготовки, курс «Этнокультурные факторы в рекламной коммуникации и связях с общественностью» - у магистров нашей кафедры,  курс «Теория перевода» -  программа дополнительной квалификации: «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

Помните ли Вы, как звучали темы ваших научных исследований, например, диплома?

Тема дипломной работы: моделирование двусоставных предложений с именным сказуемым в немецком языке. Работала над этой темой под руководством научного руководителя доц. Голяковой Л.А. Начиная со второго курса уже выступала с докладами на университетских научных конференциях. Потом был перерыв в научной деятельности, занималась только преподаванием. В 2013 году под руководством Светланы Сергеевны Шляховой защитила кандидатскую диссертацию по фоносемантике: универсальное и специфическое в ономатопее (на материале немецкого и русского языков). 

А каковы Ваши научные интересы сейчас?

Фоносемантика, рекламная и межкультурная коммуникация, методика преподавания языков.

Вы теоретик или практик? Что Вам ближе?

Тех, кто преподает иностранные языки, можно отнести к практикам, потому что язык – это, в первую очередь, практика. Долгое время, когда я занималась только преподаванием языка, была исключительно практиком. После защиты диссертации мои занятия, определенно, стали более содержательными и интересными не только для меня, но и для студентов.

Мы уже с Вами затронули тему кафедры, давайте теперь поговорим о ней. Когда Вы начали работать на нашей кафедре и при каких обстоятельствах?

В 1990 году. До ВУЗа прошла, можно сказать, все ступени: детский сад, школа, затем университет. Два года по окончании университета работала в школе в с. Черновском. Естественно, там были свои особенности, потому что школа деревенская. И там я, более или менее, справлялась, хотя в среднем звене были проблемы с дисциплиной. Потом вернулась в Пермь, это был 1988 год.  Устроиться учителем в школу в то время было не так-то просто. Год работала воспитателем в детском саду. Детишки, конечно, это - здорово, но работать с ними для меня было сложно, это - не мое призвание. Потом некоторое время работала переводчиком в туристическом центре “Евразия”. И опять - не мое призвание. Позвонила на кафедру иностранных языков ППИ и, на мое счастье, оказалось, что там нужен преподаватель немецкого языка. И, вот оно -  мое призвание!

Получается, что Вы больше 30 лет проработали у нас на кафедре. Вы никогда не думали сменить место работы?

Нет, никогда не приходила такая мысль, я - патриот нашего университета. Я очень рада, что работаю в Политехе. У нас действительно хороший вуз, думаю, что один из лучших.

Вы сказали, что с детьми в саду и школе  Вам не очень понравилось работать, а с какими трудностями при работе со студентами Вы столкнулись в начале своей преподавательской деятельности? Что чувствовали в тот момент?

Это был хороший этап моей жизни, когда я работала в школе. Хорошая практика. Все познается в сравнении. Я вздохнула с облегчением и радостью, когда пришла работать в студенческую группу. Какое счастье: не было проблем с дисциплиной, как в школе. Там порой и до предмета очередь не доходила. Очень много сил отнимало поддерживать дисциплину в классе. В университете всегда с радостью захожу в аудиторию к студентам. 

Вы сказали, что Вам очень нравится наша кафедра, то есть у нас действительно такая хорошая дружная атмосфера?

Да, конечно. Кафедра — это живой сложный организм: взаимодействие преподавателей между собой и руководителем, и, разумеется, взаимодействие со студентами. И у нас все получается! В настоящее время стараниями нашей заведующей происходит омоложение кафедры. На кафедре успешно работают молодые преподаватели.

Со студентами в период дистанционного обучении было несколько затруднительно взаимодействовать. Но даже в таких сложных условиях в некоторых группах у меня сложились очень хорошие отношения.

К слову, о дистанционном формате. Мы не так давно вернулись к очному обучению, а что предпочтительней лично для Вас - дистанционные или же очные занятия?

Конечно же, лучше занятия в аудитории, но, как говорится, нет худа без добра: дистанционное обучение заставило преподавателей осваивать информационные технологии. Сейчас есть определенные моменты, которые можно проводить дистанционно, например, презентации, тесты. Если говорить о лекциях, то в аудитории происходит взаимодействие со студентами, в онлайн - иногда не понимаешь, кому ты рассказываешь. В аудитории видно: кто-то слушает, кто-то в телефоне сидит, но даже если лишь некоторые слушают, контакт есть! В онлайн я этого не вижу. Сложно контролировать, кто чем занимается на занятиях: студенты не любят включать камеры, прячутся за черными экранами. 

Все-таки интернет -  это великое открытие, не так ли?

Да, конечно, он помогает обучаться. Больше, наверное, помогает, чем мешает, хотя и мешает тоже. Ведь недостаточно просто взять информацию, ее еще нужно анализировать. С этим у современного поколения возникают серьезные проблемы!

Сейчас очень много блогеров, тик-токеров. Есть ли кто-то в современном интернет-пространстве, кого Вы смотрите и он Вам нравится?

Во время пандемии на дистанционном обучении вместе с мужем смотрела  блоги, как молодые люди приезжают семьями в деревню или на хутор, и осваивают новое пространство: строят жилье, работают в саду, разводят свиней, коз, овец и т.д.  Как говорится, бесконечно можно смотреть на то, как течет вода, как горит огонь, и как люди работают. Иногда ловила себя на том, что смотрю в ущерб своим делам, и, все равно, не могла оторваться.

Назовите имя человека, которого Вы считайте гением.

Если говорить про гениальность, первый, кто приходит мне в голову – Владимир Ильич Ленин. Перевернуть историю таким образом – это гениально. Его действия можно оценивать по-разному: хорошо или плохо. Тем не менее, он показал всему человечеству путь развития общества, путь социализма. Сейчас есть страны, которые успешно идут по этому пути, например, Китай.

Что Вам больше всего нравится в современной жизни?

Наверное, это ее быстрый ритм. Даже научно уже доказано, что время стало идти быстрее. Если ты хочешь оставаться на плаву, нужно идти в ногу со временем. Сейчас другое поколение студентов, и то, что я работаю со студентами, стимулирует меня развиваться. Обучая других, обучаешься и сам.

Мы поговорили про Вашу преподавательскую деятельность, про кафедру, про карьеру. А чем Вы любите заниматься в свободное от работы время? 

Если говорить про увлечения, честно скажу, что такого занятия, от которого я бы забыла обо всём на свете, нет. Оно должно быть, но его, к сожалению, нет. Если, конечно, не считать, работу!

Любите ли Вы путешествовать?

Не могу похвастаться, что много путешествую. Часто езжу на свою родину, на Южный Урал. Сейчас как раз нахожусь здесь, и тут все цветет! Все-таки, юг!

Если бы Вы могли выбрать любую страну, куда Вы могли отправиться, какая бы это была страна и почему? Или, может быть, есть страна, которую Вы давно хотели посетить?

Много лет назад была в Германии. Но сказать, что я туда очень хочу поехать, наверно, не могу. Не очень люблю путешествовать на дальние расстояния, на самолете боюсь летать. Не буду сейчас лукавить, что хотела бы объездить весь мир. Наверное, я, всё-таки, отношусь к домоседам. Мне комфортнее у себя дома. Люблю смотреть «Мир наизнанку». Где я только ни была благодаря этой программе!

Может быть, у Вас есть какая-то любимая книга или автор?

Время от времени, конечно, перечитываю классические произведения: Пушкина, Маяковского, Есенина, Шекспира. Из современных... благодаря интернету мне попалось произведение Евгения Водолазкина «Лавр», философский роман о Боге, о вере, о любви. Евгений Водолазкин - специалист по древнерусской литературе и филолог. Своеобразны и сюжет, и стиль, и язык романа.

То  есть можно сказать, что из жанров Вы больше предпочитайте классику?

Скорее, да.. Иногда читаю современных авторов, если время есть.

Какой период Вашей жизни оказал особое влияние на становление Вашей личности?

Встреча со Шляховой Светланой Сергеевной, своим научным руководителем. Началась другая жизнь: обучение в аспирантуре, работа над диссертацией, защита диссертации. Этот период круто изменил мою жизнь: после защиты стала заместителем заведующей кафедры. Научилась работать методично и последовательно.  

Последний вопрос: есть ли у Вас какая-то цитата, которая описывает Вас или Ваше отношение к жизни? 

 «И это тоже пройдет!». Что бы ни было: коронавирус, пандемия: все пройдет и вернется на круги своя. И все будет хорошо! И еще: не перестаю улыбаться, даже не замечая этого! Как у Габриэля Гарсиа Маркеса: а вдруг кто-нибудь влюбится в мою улыбку!


Немцева Екатерина, Рябцева Владислава, СО-19-1б