Шестакова Елена Валентиновна: "Как сказал Василий Ключевский, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь"

 

Шестакова Елена Валентиновна – кандидат политических наук, доцент кафедры “Реклама и связи с общественностью” и заместитель директора по науке в Пермском государственном архиве.

Расскажите, пожалуйста, где вы работаете? Какие преимущества вам дают эти работы?

Моим основным местом работы является государственный архив, который считается крупнейшим в Пермском крае и в Приволжском.

Федеральном округе, основное направление, которым я занимаюсь, — это связи с общественностью и научная деятельность.

Моё второе место работы — это Пермский Политехнический университет, где я являюсь совместителем на кафедре “Реклама и связи с общественностью”. Первая работа даёт мне профессиональную реализацию, потому что она связана не только с архивным делом, но и с продвижением.

На сегодняшний день слабо развиты такие традиционные институты, как архив. Людям кажется, что это скучная организация, где просто перебирают бумаги, собирают старые материалы, систематизируют их и хранят, но всё гораздо серьёзнее, потому что архивы не только должны  сохранять документальное наследие, но и должны популяризировать то, что хранится в нём.

Вторая работа, которая связана с образованием, — это преподавание на кафедре. Я не просто преподаю дисциплину, я прокачиваюсь вместе с этими знаниями.

Жизнь не стоит на месте, общественные и образовательные процессы развиваются, и необходимо на них реагировать, нужно всё время идти вперёд.

Какими качествами по вашему мнению должен обладать хороший преподаватель?

“Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь”, —  говорил Василий Ключевский. Как мне кажется, эта цитата больше всего отражает качество хорошего преподавателя. Во-первых, он должен любить то, что преподает, это может способствовать тому, что он будет заражать, в хорошем смысле, умы молодых людей и тем самым двигать их к тому, чтобы получать новые знания. А во-вторых, как мне кажется, хороший преподаватель он не просто учит, он учит навыкам объективно анализировать, и применять это на практике, особенно в пиар сфере это важно, потому что не только нужно показать, но ещё и научить, как этим пользоваться.

Что вдохновляет вас в работе со студентами?

Мои предметы всегда ориентированы на творчество, поэтому меня в студентах вдохновляет прежде всего желание творить, придумывать что-то новое и мне всегда очень печально, когда я наталкиваюсь на стену пессимизма, нежелания создавать новое.

Я очень радуюсь, когда студенты с желанием подходят к заданиям, которые я стараюсь всегда сделать творческими, чтобы не просто применять технологии, а применять их креативно с какой-то задумкой. В общем, чтобы это откликалось в сердцах не только меня, но и в сердцах ребят.

Как вы поддерживаете мотивацию учащихся в процессе обучения?

Золотое правило кнута и пряника.

Мало просто поощрять, хвалить, нужно ещё всё время ставить рамки, достаточно жёсткие рамки, для того чтобы научить дисциплине.

Для того чтобы и сами ребята учились не просто творить, а ещё и творить в каких-то определённых обстоятельствах, которые в дальнейшей жизни будут предъявлять всё время. Поэтому здесь действительно важно, с одной стороны, поощрять инициативу, а с другой - эту инициативу контролировать, сюда относятся и дедлайны, и исполнительная дисциплина, вплоть до того, как должна быть оформлена работа, как должны быть построены ответы. На мой взгляд, это как раз является самой оптимальной моделью.

Были ли конфликтные ситуации в аудитории и, если были, то каков ваш подход к решению конфликтных ситуаций?

Я отношусь к конфликтам очень негативно. На мой взгляд, конфликты забирают огромное количество сил и времени. Ни тем, ни другим, к сожалению или к счастью, я не могу жертвовать, потому что у меня достаточно плотный график, поэтому любые конфликты я прерываю на месте, а вот опять же практика показывает, что конфликт можно разрешить только очень жёстко, поставив рамки поведения, правила. Поэтому всегда в начале курса знакомства с новыми ребятами, если это касается студентов, я объясняю эти правила, а если они нарушены я объясняю, какие санкции за этим следуют. На мой взгляд, это позволяет избегать очень многих конфликтов. Если конфликт, к сожалению, происходит, то этот конфликт как раз решается с помощью тех оговорённых санкций, которые не меняются.

Какие достижения в области образования вы считаете своими самыми значимыми? Что запомнилось?

Признание твоими коллегами. Работы моих выпускников, когда те наработки, которые мы совершаем, становятся показателем того, как нужно писать исследовательские работы, подходить к программе исследования, как творчески подходить к этой программе, когда работы начинают выигрывать на конкурсах, это конечно, для учителей является одним из главных показателей того, что он сделал всё необходимое, чтобы ученик мог реализовать полученные знания на практике.

Я очень люблю свой курс, который называется Event Management, и для меня было очень важно, когда ребята, которые создавали творческие проекты по проведению тех или иных мероприятий, выходили на очень высокий уровень, я могу вспомнить разные команды, которые реализовывали свои проекты, но самое главное для меня, что они это делали настолько эффективно, порой даже искуснее, чем я.

Для меня, например, было открытием, когда ребята смогли привлечь средства самостоятельно и полностью покрыть все расходы, необходимые на проведение такого мероприятия. Для меня было неожиданно, приятно, когда команда смогла привлечь достаточно экспертное жюри, для проведения студенческого фестиваля. Очень приятно, когда начинают работать новые идеи и находят отклик от организаторов высшего класса. Как мне кажется, для меня это является самым значимым в моей преподавательской деятельности.

Как вы продолжаете свое профессиональное развитие и самосовершенствование?

Я постоянно работаю над своим профессиональным ростом, это связано как с преподавательской деятельностью, так и с деятельностью моей работы в краевом архиве. Во-первых, я очень много взаимодействую с разными институтами и с разными лицами, не только в плане обмена опытом, мы организуем проекты, как мне кажется это способствует моему профессиональному росту. 

Во-вторых, я стараюсь читать много профессиональной литературы, которая выходит и в печатном издании, и на страницах интернет-изданий. Я смотрю различные обучающие семинары, участвую в курсах повышения квалификации.

И последнее, мне кажется, это участие в различных конкурсах. Это настолько мощный инструмент, который даёт тебе не только возможность показать себя среди своих коллег конкурентов, но и даёт возможность проанализировать свою работу посмотреть на себя со стороны, а может быть изменить что-то, подкорректировать.

Вот эти три составляющие, как мне кажется, достаточно чётко могут ориентировать тебя на повышение твоего профессионального уровня, и каждый из этих направлений может тебе дать понимание того, куда ты двигаешься, и что тебе ещё нужно для того, чтобы ты повышал свой профессиональный уровень.