Шляхова Светлана Сергеевна: «Все будет хорошо, ты это сделаешь».

Светлана Сергеевна Шляхова – доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедры «Иностранные языки и связи с общественностью». О том, что самое трудное в преподавании для Светланы Сергеевны, чем любит заниматься в свободное время, каких жизненных принципов придерживается заведующая кафедры ИЯСО, вы узнаете из интервью. 

 

Вы однажды произнесли такую фразу: «Если бы мне сказали в молодости, что я буду преподавать, то я бы рассмеялась». Можете ли Вы объяснить своё высказывание, будучи преподавателем уже более 35 лет?

Все мы в молодости планируем неземную карьеру, какую-то фантастическую жизнь. Нам кажется, что именно это главное, достойное нас… А со временем оказывается, что самая обычная жизнь – семья, любовь, дружба, дети, любимая работа – это самая счастливая жизнь. Профессия преподавателя объединяет как само преподавание, так и науку. Меня очень устраивает именно научная деятельность, а от работы со студентами я получаю удовольствие, ведь это безграничный, бездонный потенциал энергии, жизни и будущего. 

А что для Вас самое трудное в преподавании?

Сейчас для меня самое трудное – найти общий язык с современными студентами. Пока я ещё только учусь их понимать. Я вижу, что они умные, талантливые, но вижу и другое. Каждый сам в своей «скорлупке», что-то там думает, размышляет, а мне все это неведомо. Я уже привыкла к этому и всегда говорю, что вы у меня самые лучшие студенты. Выпускники спрашивают: «Какие сейчас студенты?». Я отвечаю: такие же прекрасные, как вы, но совсем другие. И это, наверное, самое сложное – понять, что в их головах происходит. 

В чем заключается миссия преподавателя ВУЗа?

Для меня миссия одна – пробудить в человеке мышление. Он должен мыслить. Больше я никаких миссий не вижу. Если студент что-то не выучил или не запомнил дату, например, – это несущественно, потому что гаджет выручит его в случае нужды. Мне важно, чтобы студент учился мыслить. 

С 2014 года Вы занимаете серьезную должность - заведующая кафедрой «Иностранные языки и связи с общественностью». Какие Ваши ключевые приоритеты/принципы в управлении персоналом и студентами?

Для меня очень важен человеческий фактор. Я хочу, чтобы моим коллегам на работе было приятно, чтобы студентам на учебе тоже было приятно. Тут должен быть хороший психологический климат, который создается не только с моей стороны, но и со стороны коллег. Я не возьму на работу преподавателя, который не любит людей. Не студентов, а людей вообще. Таких людей очень много сегодня, потому что все уходят в индивидуализм, а тут себя нужно отдавать, а отдавать ведь не очень хочется. Поэтому это моя основная задача. Я очень ревностно слежу за тем, как реагируют студенты на преподавателя. Для меня очень важно, чтобы студент ни в коей мере не испытывал умаления человеческого достоинства со стороны преподавателя. В общем, мне хочется, чтобы мы все любили друг друга.

В связи с должностью у вас плотный график. Остаётся ли время для любимых дел? Можете поделиться, чем вы любите занимать своё свободное время?

Я бы сказала, что не отказалась бы работать в академии наук. Что такое академия наук? Ты приходишь на работу и занимаешься наукой. А когда я делаю науку? Я делаю ее в свободное от всего остального время, преимущественно ночью. Поэтому одно из больших удовольствий, которые я ощущаю – это моя научная деятельность. У меня прямо какое-то возбуждение, драйв, быстрее к компьютеру что-нибудь сделать, когда идея какая-то крутится. Вот это одно из занятий, от которого я действительно получаю несказанное удовольствие.

Вас же не сразу сидело такое рвение к науке?

Нет, такого не было. Это случилось в аспирантуре. Когда я начала работать в университете, я поняла, что нужно быть кандидатом наук, потому что без ученой степени и научного звания здесь делать нечего. Была рациональная нужда –  получить ученую степень, и я пошла в аспирантуру. Именно там и появился интерес к науке, к научному поиску. Не поверите, но я могла по двое-трое суток не спать, чтобы разрешить какую-то проблему. Это как детектив: распутать какой-то неразрешимый клубок фактов. Однако одну задачку я так и не разрешила в кандидатской диссертации. Билась очень долго, и у меня получилось, но уже в докторской. 

Я чувствую себя абсолютно свободной и абсолютно счастливой, когда занимаюсь наукой. Еще я люблю дачу, хоть там и ничего не выращиваю. Люблю, потому что у меня в голове много нерешенных вопросов и, когда приезжаю на дачу, они у меня все выключаются. Я люблю созидать, неважно что – клумбу с розами или научную монографию.

Вы рассказывали, что занимаетесь судебной лингвистической экспертизой. Расскажите о самом интересном случае в вашей практике. Чем конкретно вы занимались? 

Лингвистическая экспертиза, нужно пояснить… Вот, например, человек прочитал что-нибудь про себя в газете, соцсетях и обиделся на это, посчитав прочитанное оскорблением, умалением достоинства или деловой репутации. Судья же не может решить, есть там что-то или нет, поэтому назначается экспертиза. Я анализирую текст и говорю, да или нет. Что интересного? Да все интересное, т.к. каждый текст – это что-то особенное. Каждый раз надо придумать какую-то методику анализа. Здесь важно исключить собственные эмоции: например, дело о киднеппинге или о «нечистоплотной» личности, которая «экономит» на лекарствах для больных. 

Как вы считаете, можно ли сравнить воспитание студентов и воспитание собственных детей? Бывают ли у Вас такие ситуации, что вы путаете социальные роли: родитель и преподаватель?

Да все время. Я же студентов тоже как детей воспринимаю, мне всё время хочется, чтобы они поняли что-то. Для студентов часто родители не являются авторитетом, а если что-то скажет человек со стороны, тогда может и дойдет. Я, на самом деле, себя ругаю, потому что это не мое дело – лезть в душу человека. Ребенка должны родители воспитывать. Моё дело формировать мыслящую личность. Но очень хочется предостеречь студентов от чего-то ненужного в перспективе.

Что у вас есть общего с нынешними студентами?

Первое, что хочется сказать, – ничего. Вопрос интересный, надо подумать… Наверное, то, что мы гуманитарии, что мы из пермского политеха, что мы люди, что мы русские люди. Уже много общего получается.

Студенты бывают разные, и мы уверены, что ваш опыт – не исключение. Расскажите о самых интересных или необычных случаях из вашей практики. Например, вы рассказывали о студенте, который сидел на первой парте и молчал, а вы его боялись…

Да, был такой студент. Мальчик хороший. Я даже запомнила, что он чистит зубы пастой «Лесной бальзам». Когда я просила ребят: «Чем вы чистите зубы: Colgate или лесным бальзамом?». Он один сказал, что лесным бальзамом. Он сидел на первой парте и молчал, а я его побаивалась: мне казалось, что он знает больше, чем я. А потом оказалось, что вообще ничего не знает. Это иллюстрирует народную мудрость: слово – серебро, молчание – золото. 

У нас всегда студенты интересные. На каждом курсе бывает очень много талантливых ребят, умных, которые умеют учиться, которые умеют мыслить. А таких людей сейчас не очень немного.  

Например, сейчас была студенческая весна, ее ставил наш выпускник – Женя, пресс-секретарь пермского аэропорта, интересный парень. Кто-то из выпускников стал актером, кто-то ресторатором. Вот Милана наша очередной приз за лучшую женскую роль получила. Кто-то очень любил искусство, ушёл в галерею работать, в том числе и в Третьяковскую. Вот в чём прелесть нашей профессии – можно податься куда угодно. Много наших студентов живут и учатся в магистратуре за границей, они выбирают такой путь. 

Кто-то запоминается проблемами, которыми делится, кто-то запоминается интересной внешностью, кто-то талантами и способностями, кто-то характером, кто-то улыбкой. Нет неинтересных людей. 

Многие студенты делятся только положительными отзывами о Вас. Как заработать авторитет среди студентов?

Не надо зарабатывать авторитет среди студентов и среди людей. И если кто-то ставит такую задачу, то этот человек, на мой взгляд, очень сомнительный. 

Я не думаю, что есть какой-то секрет. Есть просто элементарная стандартная позиция, которая всеми психологами, социологами, философами описана: относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Вот и всё. Для меня это первый принцип.

И второй принцип, который тоже очень важный: каждый человек обладает свойствами, которым тебе не помешало бы поучиться у него. Это означает коммуникационное равенство. Он как личность, как человек, который вступает в общение со мной, – он мне равен. Он может быть не равен по физике, по доходам, по должности, по социальному статусу, по образованию, но это никак не должно сказываться на общении.

Какой вредный совет Вы можете дать студентам?

Я считаю, что студент должен совершить все ошибки в молодости, чтобы это не случилось позже, в среднем возрасте. Он должен побыть в компаниях, наобщаться с девочками-мальчиками, покуролесить, не приходить вовремя домой и на занятия, выбрить себе затылок, вставить себе чего-нибудь в нос, набить какую-нибудь дурацкую татуху, а потом прятать ее или болезненно избавляться… Да неважно что… Он должен повалять дурака, я бы так сказала. Я как раз была не очень хорошей студенткой, все время пропускала занятия, болталась где-то. Но все экзамены и зачеты сдавала на пятерки, одно другому не мешало. Я понимала, что мне нужно получить образование. Но этот совет далеко не универсальный.

Какого жизненного принципа Вы придерживаетесь? Можете ли вы объяснить в одной фразе?

Никакого.

У вас нет жизненного принципа?

Это слишком сложный вопрос. Что значит «жизненного принципа»? Он же не один. Ну, например, я фаталистка. Всё, что должно случиться, то случится. Но ты должен сделать все, что от тебя зависит, – это второй принцип. Если тебе суждено что-то, оно все равно произойдет, но ты тоже должен делать то, что должно. И тогда будь что будет. Следующий принцип – это радость жизни. Мне нравится жизнь в любых проявлениях. Я не понимаю, когда говорят, что все плохо. Оптимизм очень важен. Он ведь не дается от рождения, он воспитывается собственной мыслью. Еще я бы добавила, что надо слушать свое сердце и свою совесть. 

А как вы воспитали в себе оптимизм? 

Я говорила: «Всё будет хорошо, ты это сделаешь». Нужно настраиваться на это. Даже если неблагоприятные обстоятельства, сохраняем оптимизм. К оптимизму тоже по-разному относятся. Кажется, Марк Твен говорил, что оптимист и дурак – синонимы. Ну и пусть дурак. Не хочу я жить в мрачном мире в ожидании катастрофы. Мне нравится мысль академика Лихачева: «Жить надо легко, не легкомысленно, но легко». 

 

Анастасия Воронова

Анастасия Еременко

СО-20-2б