Рекламные плакаты Маяковского и Родченко покоряют Пермь

14.01.2019

В октябре-ноябре в Центральном Выставочном зале Перми проходила выставка «Маяковский – Родченко: Реклам – Конструктор».

Гости выставки могли увидеть рекламные плакаты, упаковки кондитерских изделий, книжную и промышленную графику, фотографии, а также образцы тканей с рисунками 1920-х годов и реконструкции спортивных костюмов. Экспонаты для выставки привезены из Государственного музея Владимира Маяковского.

Творческий союз между Владимиром Маяковским и Александром Родченко известен многим. Работы поэта и фотографа вошли в историю отечественного и мирового дизайна. Наиболее популярной в 20-х годах ХХ века была созданная ими реклама «Моссельпрома», «Резинотреста», «Мосполиграфа» и «Добролета». На выставке также представлены уникальные сохранившиеся эскизы к плакатам и письменные послания Родченко и Маяковского.

Своими впечатлениями поделились студенты кафедры ИЯСО, которые посетили выставку в рамках курса «Стилистика и литературное редактирование».

Арина: «Да уж… это было что-то… мне выставка очень понравилась. Не думала, что на меня могут так повлиять рекламные плакаты, теперь я вижу, что есть реклама и текст, есть к чему стремиться. Такие великие люди. Как вообще можно такое создавать, я не понимаю, это же настоящая мысль в открытом виде. Очень полезная и интересная выставка, есть возможность увидеть все изнутри и снаружи, т.е. плакаты и разработку, а еще личные переписки. Все-таки сразу видно, что Маяковский творческий человек, вы видели какой у него почерк? Мой совет - идите быстрее, не упустите такой шанс».

Олеся: «Плакаты мне понравились. Они, действительно, были неординарными, со своим авторским почерком. Интересным был посыл, то есть, рекламировались очень простые вещи: хлеб, часы, галоши, но авторы старались сделать это необычно, чтобы привлекло глаз. Очень интересный слог, рифма. Во-первых, тебя притягивает цвет, во-вторых, интересное размещение предметов и слов и потом то, что там есть рифма. Я думаю, такая реклама работала: после этого народ шел и, действительно, покупал».

Екатерина: «На выставке было представлено практически все, к чему приложили свою руку художник и поэт: коммерческая и социальная реклама, фотопортреты, коллажи, одежда и даже наброски некоторых из работ.

Маяковский всегда сражал наповал своими текстами. Они полны огня и авангарда. Это же чувствуется в рекламных обращениях. Мне кажется, в них звучит мужская твердость и уверенность.

Нельзя оставить без внимания абсолютно невероятные портреты и коллажи Родченко. Я была поражена качеством, естественностью и легкостью снимков. Стоит ли упоминать, что  в наше время есть фотографы, которые оснащены по последнему слову техники, не в силах сотворить такое чудо. Александр Родченко – первопроходец в русской фотоиндустрии. Он разрушил устоявшиеся правила и задал новые. Он опережал свое время.

 Мне повезло, что я могу проанализировать их творения не только как будущий специалист по рекламе, но и фотограф. Сказать, что все прекрасно, то – ничего не сказать. Работы до ужаса понятны. Но не зря говорят: «Все гениальное просто». Тем не менее, они запоминаются рифмой и ритмом, яркой графикой и  интересной подачей. Реклама обыкновенных сосок для Резинотреста считается одной из лучших работ дуэта Родченко и Маяковского. С чем спорить достаточно трудно.

Талантливыми могут быть многие люди. Но гениальностью обладают не все. Я думаю, она  представляет собой синтез таланта и необычного взгляда на совершенно обычные вещи. Так, гениальный поэт и гениальный художник объединились и сотворили новый стиль в рекламе, сделали то, на что сейчас опираются другие».

Милена: «На выставке представлено огромное разнообразие рекламных плакатов знаменитого и великого союза Маяковского и Родченко, известного по всему миру. Их плакаты, творческого человека заставляют думать и нестандартно мыслить, а обычного человека – купить тот или иной продукт. Когда ты смотришь на плакат, ты не понимаешь, как настолько обыденные вещи, как галоши, часы, хлеб и многое другое, могут быть так ярко, неоднозначно и динамично представлены на плакатах 20-х годов, в то время как сейчас рекламщики по всему миру ломают головы, как бы создать продающий текст. Хотите узнать больше о тексте, рекламе, цвете, динамике? Тогда поторопитесь. Увидеть эти произведения искусства вживую очень ценно».

Екатерина Коньшина, СО-17-1б
Милена Колесникова СО-17-1б
Арина Гладнева СО-17-1Б