Александра Луценко: "Мы не совершаем ошибок, мы учимся!"

Александра Луценко – директор по продвижению выставочного оператора PRO EXPO (ex. Пермская Ярмарка). В апреле этого года Александра с командой победили в национальной премии «Серебряный Лучник» с проектом «Понаехали! Арт-Пермь. XXV»! В номинации «Маркетинговые коммуникации» были представлены успешные кейсы гигантов рынка: Тинькофф, Сбер, Авито, Вкусно - и точка, Likee, Continental, СТС, Почта России и другие. Но несмотря на серьезную конкуренцию, проект «Понаехали!» смог одержать победу! Как команде это удалось?

Мы знаем, что вы победили на «Серебряном Лучнике». Расскажите, пожалуйста, про впечатления от участия в конкурсе. Что было? Как прошел конкурс? Чем для вас это важно?

Наша история началась с «Серебряного лучника» - Приволжье. Мы подали проект на региональный этап и выиграли в номинации «Маркетинговые коммуникации». Проект «Понаехали!» был выбран лучшим среди всех на этом этапе, и таким образом мы вышли на национальную премию «Серебряный лучник».

Безусловно, нам понравилось, это было волнительно. На региональном этапе коллеги представили сильные проекты, было очень интересно познакомиться с их опытом. А на национальном этапе нам уже предоставилась возможность соревноваться с крупнейшими российскими компаниями. Одной из них был банк «Тинькофф». На этом этапе мы также выиграли в номинации «Маркетинговые коммуникации».

От чего зависит успех проекта? Что, по вашему мнению, является ключевым фактором хорошего выступления на конкурсе?

Успех самого проекта, который вы создаете, зависит от большого количества факторов. В первую очередь, на это влияет правильно подобранная команда, где каждый уникален и профессионален в своем блоке!

Представим, что вы реализовали сильный проект по результатам. Тогда, для начала, важно выбрать подходящий конкурс –  проверить, соответствует ли проект его критериям. Второй момент – это правильно составленная заявка, где результат соответствует целям. Далее, когда вы выходите на очную защиту, важно удивить и емко рассказать всю суть проекта. На мой взгляд, впечатления и результаты – это два главных критерия успеха участия в конкурсах.

В чем была основная сложность работы над проектом для «Серебряного Лучника»?

Главная сложность была в том, что наша защита значительно отличалась от других участников конкурса, мы это сделали намеренно. Основной идеей было сделать из «Понаехали!» проект на стыке смешения жанров. Мы использовали выставочный и театральный жанры, вовлекая зрителя в процесс выступления: были с чемоданами и в костюмах стюардесс, вели диалог с аудиторией в этом амплуа.

Стала ли долгожданная победа закрытой целью или, наоборот, мотивацией к дальнейшему участию в конкурсах?

Эта победа - безусловно, мотивация к дальнейшему участию в конкурсах! И, более того, мотивация продолжать делать хорошо то, что мы умеем делать. Конкурс – это способ подтвердить свою квалификацию, получить оценку отраслевого сообщества, а также вдохновиться и посмотреть на то, как развивается рынок.

После победы в «Серебряном лучнике» мы приняли участие в одном из самых авторитетных в России и странах СНГ фестивалей в области рекламы и маркетинговых услуг «SILVER MERCURY». И наш проект «Понаехали! Арт-Пермь. XXV» стал лучшим в номинации «Лучшая PR поддержка мероприятия»! Было очень ценно соревноваться с масштабными форумами России, такими как «ПМЭФ» и «Россия-Африка».

Расскажите, пожалуйста, про работу в PR в Перми. Где вы работали раньше и где работаете сейчас? Какие у вас были интересные проекты? Как (чем) вы вдохновляетесь? Как ищете идеи для новых проектов?

Мой карьерный путь начался в выставочном центре «Пермская ярмарка», я пришла специалистом отдела рекламы. Это было практически сразу же после вуза, и я не представляла, что такое выставочный бизнес. Проработав около года, я стала руководителем отдела рекламы, а затем мы создали новое подразделение внутри компании – отдел связей с общественностью. Мне посчастливилось заниматься полным ребрендингом, созданием нового огромного портала, внешнеэкономической деятельностью и другими блоками.

После этого я перешла в агентство, которое занималось пресс-службой на аутсорсинге. Здесь я прокачала свои навыки взаимоотношений со СМИ, написания текстов и продвижения мероприятий. Это был очень интересный опыт, который помог понять работу агентства изнутри. Именно тогда мы писали первые заявки на участие в конкурсах и побеждали.

Далее я работала в достаточно непривычном для сферы пиар-направлении, на тот момент очень новом. HR-бренд – это направление на стыке HR, отбора персонала и брендинга. Я занималась продвижением бренда работодателя крупной федеральной компании. Получилось много кейсов в сфере HR-брендинга!

Что является самым ценным в вашем профессиональном пути?

Пиар — такая сфера, в которой нет географических границ. У нас очень много пермских компаний, которые работают на межрегиональном, российском и даже международном рынках. Поэтому я искренне убеждена, что неважно, в какой компании ты работаешь: в Сбере или в маленьком агентстве. У пиара настолько широкие цели и задачи, что реализовать свои идеи можно везде. И победить может абсолютно любой проект, если он действительно качественный и инновационный.

Какие качества, по вашему мнению, должен иметь успешный PR-специалист?

Успешный PR-специалист — это человек с очень широкими взглядами и высоким уровнем насмотренности. Человек, умеющий мыслить нестандартно и искать пути решения задач абсолютно разными способами, оглядываясь на внутренние мысли и опыт коллег. Это человек, который умеет работать в команде, многозадачный и бесстрашный, абсолютно инициативный и автономный, умеющий создавать проекты. Который умеет не только креативить и фантазировать, но и систематизировать, разрабатывать, считать эффективность и анализировать. Анализ — наше все!

Вы учились в Пермском Политехе. Расскажите про то, как вы учились. Как вы считаете, высшее образование важно? В чем заключается ценность высшего образования?

Обучение в Политехе дало мне несколько вещей. В первую очередь, окружение. Воодушевленных, правильных и горящих идеей людей. Тех, с кем мы могли говорить на одном языке.

Второй момент – это теоретические знания, которые помогли сформировать системное и критическое мышление. В эпоху цифровизации наша отрасль очень быстро меняется. Однако те знания, которые я получила в Политехе, базовые. Они строится на ключевых, не меняющихся вещах. А уже потом применять разные технологии и инструменты становится гораздо проще.

Я искренне уверена, что ни одни курсы не дают те знания и систематизацию, не формируют тот образ мышления, как это делает вуз. Курсы дают насмотренность, но не более.

Каким был ваш первый опыт участия в конкурсах по PR? Каковы результаты?

Во время обучения в Политехе я не участвовала в конкурсах. В тот момент я, возможно, не понимала ценности этого опыта. Хотя всем рекомендую его получить!

В целом, я участвовала в ряде конкурсов. Например, с командой PRO EXPO мы представляли проект на конкурсе “BEMA!” - Международном фестивале событийного маркетинга и коммуникаций.

Там мы взяли три награды:

ГРАН-ПРИ «Лучший культурный проект»
1 место «Лучший малобюджетный проект»
2 место «Лучший региональный проект»

Также мы победили в конкурсе Loud PR в двух номинациях. Ну и, безусловно, победы в «лучниках»!

Какие советы по работе в PR и участию в масштабных конкурсах вы могли бы дать нашим студентам?

Выбирайте правильный конкурс: проверяйте, подходит ли ваш проект под тематику и задачи конкурса.
Собирайте все, что у вас есть и считайте. Пиарщику кажется, что считать не надо. Это неправда. Нужно понимать, какие существуют KPI, как вы к ним идете и как будете доказывать в цифрах свою эффективность. Изучайте, что такое ROMI, PR Value, Media Outreach, Social Media Outreach и другие показатели. Они, безусловно, важны.
И самое главное, не бойтесь! Неважно, где вы находитесь и в какой компании работаете. Если вы считаете, что ваш проект достоин, участвуйте. Вы получите обратную связь и поймете, где ваши зоны роста.

Мы не совершаем ошибок, мы учимся! И любая неудача – это только способ научиться чему-то новому. А участие в конкурсах – это еще и насмотренность, получение новых знакомств и обмен опытом. Я знаю истории успеха, когда люди, познакомившись на конкурсах, продолжали делать совместные проекты. Поэтому дерзайте! Не бойтесь, у вас все получится, даже если не с первого раза. Отчаиваться не надо, от этого вкус победы будет значительно ярче!

Огородова Юлия, Мелконян Мария, Сметанова Олеся, СО-22-1б