Аннотация программ дисциплин
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕОРИЯ ЯЗЫКА»
Код дисциплины: Б1.В.ОД.1.1
Курс: 2, 3 Семестры: 4, 5
Вид контроля: зачет – 4 сем., кандидатский экзамен – 5 сем.
Трудоемкость: 4 зачетные единицы / 144 ч.
Аудиторная работа: 11 ч.
Самостоятельная работа: 96 ч., контроль – 36 час.
Формируемые компетенции: УК-1, ОПК-1, ПК-1, ПК-2.
Цель дисциплины: формирование теоретико-методологической основы, необходимой для научной и педагогической деятельности аспиранта, а также на подготовку к сдаче итогового государственного экзамена и защите диссертации на соискание степени кандидата филологических наук.
Изучение дисциплины предполагает выполнение следующих задач:
- формирование способности к генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач в области лингвистики и других междисциплинарных областях;
- формирование способности самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области теории языка с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
- формирование способности свободно ориентироваться в области актуальных проблем теории языка, знание основных проблем, направлений, научных парадигм исследований в данной области;
- формирование способности к получению и представлению результатов научно-исследовательской работы, удовлетворяющих установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук по направленности (научной специальности) 10.02.19 – Теория языка.
В результате обучения аспирант должен:
Знать: междисциплинарные связи языкознания и возможности их использования при решении исследовательских и практических задач; современные способы использования информационно-коммуникационных технологий в выбранной сфере деятельности; понятийно-категориальный аппарат теории языка; основные направления, научные парадигмы исследований в области теории языка; требования к содержанию и правила оформления рукописей к публикации в рецензируемых научных изданиях.
Уметь: использовать междисциплинарные связи при решении исследовательских и практических задач; осуществлять отбор теоретических и эмпирических методов в соответствии с поставленными задачами исследования; свободно ориентироваться в основных направлениях, научных парадигмах исследований в области теории языка; представлять результаты НИР (в т.ч., диссертационной работы) академическому сообществу, в рецензируемых научных изданиях.
Владеть: общенаучным аппаратом в области лингвистики и междисциплинарных областей; навыками поиска (в т.ч. с использованием информационных систем и баз банных) и критического анализа информации по тематике проводимых исследований; навыками анализа получаемых результатов и формулировки выводов; культурой исследовательской деятельности; методами лингвистических исследований; методами планирования, подготовки, проведения НИР, анализа полученных данных, формулировки выводов и рекомендаций по направленности (научной специальности) 10.02.19 Теория языка.
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОВРЕМЕННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ»
Код дисциплины: Б1.В.ОД.1.2
Курс: 2, 3 Семестры: 4, 5.
Вид контроля: зачет – 4, 5 сем.
Трудоемкость: 4 зачетные единицы / 144 ч.
Аудиторная работа: 10 ч.
Самостоятельная работа: 132 ч.
Формируемые компетенции: УК-1, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1.
Цель дисциплины: формирование теоретических основ научно-исследовательской деятельности аспиранта, развитие его научной эрудиции, а также на подготовку к сдаче итогового государственного экзамена защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
Изучение дисциплины предполагает выполнение следующих задач:
- формирование способности самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области языкознания с использованием современных методов исследования в лингвистике;
- формирование готовности к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования по направлениям «Лингвистика», «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (организация и руководство научно-исследовательской работой студентов);
- формирование способности свободно ориентироваться в актуальных проблемах теории языка.
В результате обучения аспирант должен:
Знать: современные тенденции и достижения в области языкознания; современные методы исследования в лингвистике; содержание и требования к организации НИРС по основным образовательным программам высшего образования по направлениям «Лингвистика», «Фундаментальная и прикладная лингвистика»; актуальные проблемы теории языка.
Уметь: осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений в области языкознания; применять современные методы исследования в лингвистике при осуществлении научно-исследовательской деятельности; планировать организацию и осуществлять руководство НИРС по основным образовательным программам высшего образования по направлениям «Лингвистика», «Фундаментальная и прикладная лингвистика»; свободно ориентироваться в актуальных проблемах теории языка.
Владеть: навыками критического анализа и оценки научных достижений; навыками критического анализа и оценки научных достижений; навыками отбора методов исследования; навыками организации НИРС по основным образовательным программам высшего образования по направлениям «Лингвистика», «Фундаментальная и прикладная лингвистика»; лингвистической эрудицией.
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛИНГВИСТИКЕ»
Код дисциплины: Б1.В.ДВ.1.3
Курс: 2 Семестры: 3
Вид контроля: зачет – 3 сем.
Трудоемкость: 3 зачетные единицы / 108 ч.
Аудиторная работа: 32 ч.
Самостоятельная работа: 72 ч.
Формируемые компетенции: УК-2, ОПК-1, ОПК-2.
Цель дисциплины: формирование методологических основ научно-исследовательской деятельности в области лингвистики, необходимых для научной и педагогической деятельности аспиранта, а также для подготовки выпускной квалификационной работы и диссертации на соискание степени кандидата филологических наук.
Изучение дисциплины предполагает выполнение следующих задач:
- формирование способности проектировать и осуществлять лингвистическое исследование, опираясь на общенаучные подходы;
- формирование способности самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области языкознания с использованием современных методов исследования в лингвистике;
- формирование готовности к руководству курсовыми и дипломными работами по основным образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки «Лингвистика», «Фундаментальная и прикладная лингвистика».
В результате обучения аспирант должен:
Знать: общенаучные подходы, используемые в лингвистических исследованиях; этапы научного исследования; специфику научно-исследовательской деятельности в области лингвистики; современные методы исследования в лингвистике; этапы проведения лингвистического исследования в рамках выполнения курсовых и дипломных работ студентов.
Уметь: проектировать и осуществлять лингвистическое исследование, опираясь на общенаучные подходы; использовать современные методы исследования для осуществления научно-исследовательской деятельности; определять категориальный аппарат исследования; разрабатывать план и задание для курсовых и дипломных работ по основным образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки «Лингвистика», «Фундаментальная и прикладная лингвистика».
Владеть: навыками проектирования собственного научного исследования; методологией научного исследования; информационно-библиографической культурой.
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ДИАЛОГ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР»
Код дисциплины: Б1.В.ДВ.2.4
Курс: 2 Семестры: 4
Вид контроля: зачет – 4 сем.
Трудоемкость: 2 зачетные единицы / 72 ч.
Аудиторная работа: 16 ч.
Самостоятельная работа: 54 ч.
Формируемая компетенция: УК-4.
Цель дисциплины: совершенствование межкультурной компетентности аспирантов, на развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных ситуациях межкультурных контактов.
Изучение дисциплины предполагает выполнение следующих задач:
- формирование готовности использовать современные методы и технологии межкультурной коммуникации в научно-исследовательской и педагогической деятельности.
В результате обучения аспирант должен:
Знать: историю возникновения и развития межкультурной коммуникации как науки; теоретические основания межкультурной коммуникации как интегративной области знания; суть понятий «диалог», «диалог культур», «межкультурная компетенция», «межъязыковое и межкультурное посредничество», «билингвизм»; современные теории перевода; современные методы и технологии межкультурной коммуникации.
Уметь: использовать современные методы и технологии межкультурной коммуникации в своей научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Владеть: методами межкультурной коммуникации.
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«НАУЧНЫЙ СЕМИНАР»
Код дисциплины: Б1.В.ОД.4
Курс: 1, 2, 3 Семестры: 1, 2, 3, 4, 5
Вид контроля: зачет – 1, 2, 3, 4, 5 сем.
Трудоемкость: 4 зачетные единицы / 144 ч.
Аудиторная работа: 72 ч.
Самостоятельная работа: 72 ч.
Формируемые компетенции: УК-1, ОПК-1, ОПК-2.
Цель дисциплины: систематическая и комплексная апробация научных гипотез, концепций и проектов аспирантов как необходимой составляющей образовательного процесса; включение аспирантов в научное сообщество, освоение ими стиля научной деятельности и формировании на этой основе личности молодого ученого.
Изучение дисциплины предполагает выполнение следующих задач:
- формирование способности к оценке современных научных достижений в области теории языка и генерированию новых идей при решении исследовательских задач;
- формирование способности осуществлять научно-исследовательскую деятельность с использованием лингвистических методов исследования и современных информационно-коммуникационных технологий;
- формирование способности к представлению результатов научно-исследовательской работы в соответствии с требованиями к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
В результате обучения аспирант должен:
Знать: современные научные достижения в области теории языка; принципы лингвистического исследования; современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в лингвистических исследованиях; требования к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
Уметь: оценивать современные научные достижения в области теории языка; генерировать новые идеи при решении исследовательских задач; руководствоваться принципами лингвистического исследования; использовать в исследовании современные ИКТ; представлять в устном и письменном виде результаты научно-исследовательской работы в соответствии с требованиями к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
Владеть: способностью к научной рефлексии; навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями; культурой устной и письменной речи.