Общая характеристика программы аспирантуры
Направление подготовки
|
45.06.01 Языкознание и литературоведение |
Научная специальность |
10.02.19 Теория языка |
Выпускающая кафедра |
Иностранных языков и связей с общественностью |
Форма обучения |
Очная, заочная |
Научный руководитель |
Доктор филологических наук, проф. С.С.Шляхова |
Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) – кандидат филологических наук.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта) по отрасли филологические науки при очной форме обучения составляет 3 года, по заочной форме обучения - 4 года.
В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.
Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки, образования, промышленности.
Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:
- формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;
- углубленное изучение теоретических и методологических основ языковедческих дисциплин;
- совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность;
- совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.
Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:
Выпускники аспирантуры являются научными кадрами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать научные и прикладные проблемы, а также проблемы образования в различных областях лингвистики, лингвокультурологии, лингвистической синергетики и когнитивистики.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование по специальностям или направлениям подготовки в соответствии с таблицей:
Код (шифр) научной спец-ти |
Шифр специальностей научных работников |
Наименование направления подготовки магистра и/или магистерских программ |
Код (шифр) научной специальности |
10.02.19 |
Теория языка |
520308 Русский язык 520309 Языки народов России 520310 Славянская филология 520312 Классическая филология 520313 Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика 520314 Сравнительное языкознание 520315 Русский язык как иностранный 520316 Иностранный язык |
10.00.00 Филологические науки 10.02.00 Языкознание
|
Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, предоставлено право преимущественного зачисления.
Программы вступительных испытаний в аспирантуру разработаны ПНИПУ в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
При поступлении в аспирантуру требованиями к научной и профессиональной деятельности поступающего, предъявляемым на вступительных испытаниях по специальной дисциплине, являются:
- представление о фундаментальных работах и публикациях периодической печати в избранной области,
- умение логично излагать материал, наличие навыков владения понятийно-исследовательским аппаратом применительно к области специализации, свободное владение материалом, изложенным в научных работах,
- ориентирование в проблематике дискуссий и критических взглядов ведущих ученых по затрагиваемым вопросам,
- самостоятельность при проведении научных исследований и при применении экспериментальных процедур,
- умение выполнять литературный поиск, способность к успешному поиску необходимой научной информации,
- умение использовать современные информационные технологии и средства вычислительной техники.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ АСПИРАНТУРЫ
Формирование научно-инновационной компетентности выпускника аспирантуры предполагает следующий свод квалификационных характеристик:
- системное понимание области диссертационного исследования и демонстрация профессиональных умений и компетентного использования методов исследования, относящихся в данной области;
- способность к генерации, обобщению, разработке, внедрению и адаптации исследовательского процесса с соблюдением научной этики;
- наличие вклада в расширение границ научного знания путем проведения оригинального научного исследования, определенная часть которого признана в форме соответствующих рецензируемых публикаций на национальном или международном уровне;
- способность критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;
- способность продуктивно взаимодействовать с коллегами, широкой научной аудиторией и представителями общества в рамках области исследования.
ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ АСПИРАНТА
Научно-исследовательская часть программы должна:
- соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;
- быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
- основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;
- использовать современную методику научных исследований;
- базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
- содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ АСПИРАНТА
Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет.
Сдача кандидатских экзаменов предусматривает приобретение общих и специальных компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности:
- демонстрирование передовых знаний в области изучения и в смежных областях;
- демонстрирование владением современными и специализированными умениями и методами, включая синтез и оценку, необходимыми для решения важных проблем при проведении исследований и разработке инноваций и для расширения и переосмысления существующего знания или профессиональной практики;
- демонстрирование лидерских качеств, авторитет, инновационность и научную и профессиональную целостность и приверженность развитию новых идей или процессов.
- Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливаются Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. ПНИПУ включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой действующей научной школы.
- Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).
Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация инновационного процесса обучения аспирантов в университете предполагает:
- развитие научных школ как базы расширения фундаментальных исследований, обеспечивающих прогресс в соответствующих областях знаний и совершенствование теоретической подготовки аспирантов;
- создание и внедрение перспективных технологий, обеспечивающих выпуск продукции нового качества, формирование на этой основе научных школ;
- подготовку по индивидуальным планам аспирантов в новых областях деятельности: синтез перспективных научно-технологических решений, прогнозирование и планирование инновационных процессов;
- обновление содержания инновационных образовательных программ аспирантов за счет включения получаемых новых научных результатов (наиболее прогрессивными в этом отношении являются оригинальные специальные курсы, которые полностью основаны на проблематике научных исследований кафедр, научных лабораторий, центров и других элементов инновационных структур);
- включение в систему организованной поэтапной учебной и исследовательской работы, то есть взаимодействие не только с научным руководителем, но и со всей программой, представленной курсами, мастер-классами, летними школами, серьезной педагогической практикой, работай в комиссиях, научно-исследовательских группах и т.д.