Общая характеристика программы аспирантуры

 

Направление подготовки 

 

45.06.01 Языкознание и литературоведение

Научная специальность

10.02.19  Теория языка

Выпускающая кафедра

Иностранных языков и связей с общественностью

Форма обучения

Очная, заочная

Научный руководитель

Доктор филологических наук, проф. С.С.Шляхова

   Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) – кандидат филологических наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта) по отрасли филологические науки при очной форме обучения составляет 3 года, по заочной форме обучения  - 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки, образования, промышленности.

Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:

  • формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;
  • углубленное изучение теоретических и методологических основ языковедческих дисциплин;
  • совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность;
  • совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:

Выпускники аспирантуры являются научными кадрами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать научные и прикладные проблемы, а также проблемы образования в различных областях лингвистики, лингвокультурологии, лингвистической синергетики и когнитивистики.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование по специальностям или направлениям подготовки в соответствии с таблицей:

 

Код

(шифр) научной спец-ти

Шифр специальностей научных работников

Наименование направления подготовки магистра и/или магистерских программ

Код (шифр)

научной специальности

10.02.19

Теория языка

520308 Русский язык

520309 Языки народов России

520310 Славянская филология

520312 Классическая филология

520313 Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика

520314 Сравнительное языкознание

520315 Русский язык как иностранный

520316 Иностранный язык

10.00.00 Филологические науки

10.02.00 Языкознание

 

 

Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, предоставлено право преимущественного зачисления.

Программы вступительных испытаний в аспирантуру разработаны ПНИПУ в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

При поступлении в аспирантуру требованиями к научной и профессиональной деятельности поступающего, предъявляемым на вступительных испытаниях по специальной дисциплине, являются:

  • представление о фундаментальных работах и публикациях периодической печати в избранной области,
  • умение логично излагать материал, наличие навыков владения понятийно-исследовательским аппаратом применительно к области специализации, свободное владение материалом, изложенным в  научных работах,
  • ориентирование в проблематике дискуссий и критических взглядов ведущих ученых по затрагиваемым вопросам,
  • самостоятельность при проведении научных исследований и при применении экспериментальных процедур,
  • умение выполнять литературный поиск, способность к успешному поиску необходимой научной информации,
  • умение использовать современные информационные технологии и средства вычислительной техники.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ АСПИРАНТУРЫ

Формирование научно-инновационной компетентности выпускника аспирантуры предполагает следующий свод квалификационных характеристик:

  • системное понимание области диссертационного исследования и демонстрация профессиональных умений и компетентного использования методов исследования, относящихся в данной области;
  • способность к генерации, обобщению, разработке, внедрению и адаптации исследовательского процесса с соблюдением научной этики;
  • наличие вклада в расширение границ научного знания путем проведения оригинального научного исследования, определенная часть которого признана в форме соответствующих рецензируемых публикаций на национальном или международном уровне;
  • способность критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;
  • способность продуктивно взаимодействовать с коллегами, широкой научной аудиторией и представителями общества в рамках области исследования.

ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ АСПИРАНТА

Научно-исследовательская часть программы должна:

  • соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;
  • быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
  • основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;
  • использовать современную методику научных исследований;
  • базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
  • содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ АСПИРАНТА

Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет.

Сдача кандидатских экзаменов предусматривает приобретение общих и специальных компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности:

  • демонстрирование передовых знаний в области изучения и в смежных областях;
  • демонстрирование владением современными и специализированными умениями и методами, включая синтез и оценку, необходимыми для решения важных проблем при проведении исследований и разработке инноваций и для расширения и переосмысления существующего знания или профессиональной практики;
  • демонстрирование лидерских качеств, авторитет, инновационность и научную и профессиональную целостность и приверженность развитию новых идей или процессов.
  • Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливаются Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. ПНИПУ включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой действующей научной школы.
  • Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация инновационного процесса обучения аспирантов в университете предполагает:

  • развитие научных школ как базы расширения фундаментальных исследований, обеспечивающих прогресс в соответствующих областях знаний и совершенствование теоретической подготовки аспирантов;
  • создание и внедрение перспективных технологий, обеспечивающих выпуск продукции нового качества, формирование на этой основе научных школ;
  • подготовку по индивидуальным планам аспирантов в новых областях деятельности: синтез перспективных научно-технологических решений, прогнозирование и планирование инновационных процессов;
  • обновление содержания инновационных образовательных программ аспирантов за счет включения получаемых новых научных результатов (наиболее прогрессивными в этом отношении являются оригинальные специальные курсы, которые полностью основаны на проблематике научных исследований кафедр, научных лабораторий, центров и других элементов инновационных структур);
  • включение в систему организованной поэтапной учебной и исследовательской работы, то есть взаимодействие не только с научным руководителем, но и со всей программой, представленной курсами, мастер-классами, летними школами, серьезной педагогической практикой, работай в комиссиях, научно-исследовательских группах и т.д.