Кокто, Дягилев, Сегела и студенты ПНИПУ: какая история скрывается за комментариями Жака Сегела
Конкурс видеороликов «GeoPin», который впервые проводила кафедра «Иностранные языки и связи с общественностью» ПНИПУ, завершен. Поздравляем кафедру с тем, что первый GeoPin оказался не комом.
Председатель Международного жюри конкурса Жак Сегела особо выделил два ролика: «Воронежский Государственный Университет» и «Пермь дышит балетом».
В комментарии Сегела к ролику «Пермь дышит балетом», который представили на конкурс студенты нашей кафедры, есть такие слова: «Пересматривая этот фильм, я вспомнил историю разговора Дягилева и Кокто, когда Дягилев спросил поэта: в чем суть твоей профессии? В фразе - «Удиви меня!» Нет, это суть моего призвания, парировал Дягилев. В этом фильме своего рода «встреча» Кокто и Дягилева: она удивляет. Благодаря образу балерины, который проходит через весь город, происходит встреча поэзии и танца…».
О какой истории и какой встрече говорит Сегела, для которого Пермь – это город Дягилева?
Жан Кокто – выдающийся французский поэт, художник, писатель, драматург, кинематографист, театральный режиссер и мыслитель (1889–1963) Одна из крупнейших фигур во французской культуре XX века.
Считается, что Кокто «вошел в современное искусство через русские ворота». Широкую известность Кокто обрел после того, как стал работать вместе с балетной труппой Сергея Дягилева. Увидев спектакли труппы Дягилева, Кокто начал творческую жизнь заново. «В 1912 году русские балеты Дягилева <...> ошеломили и разбудили Кокто», — писал Андре Моруа.
В книге «Кокто Жан. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил Михаил Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999» находим много интересного об истории, о которой говорит Жак Сегела.
По мнению Михаила Сапонова, Жан Кокто после встречи с русским искусством словно заново родился. Он фактически перечеркнул всё, написанное ранее, ведь впоследствии он ничего из этого не переиздавал. Впечатление от премьеры дягилевской «Весны священной» (1913) дало импульс и направление его дальнейшим новациям и манифестам. Однако примером для подражания стал и другой балет Стравинского — «Петрушка». Здесь обнаруживаются импульсы для нескольких замыслов Жана Кокто. Parade в чём-то воспринимается как французский вариант «Петрушки».
Но окончательно все решала только поддержка всесильного Дягилева. Сергей Павлович, прибыв в Париж в мае 1916, познакомился с Пикассо, одобрил замысел и обсудил его со всеми тремя соавторами. После первых триумфов своих парижских спектаклей, основанных на русской самобытности, на русских концепциях и сюжетах, Дягилев не хотел оставаться в пределах одного и того же эстетического амплуа. Верный своей эстетике непредсказуемости, он с помощью новых соратников внес в художественную панораму представлений еще один, общеевропейский модернистский пласт, причем независимо от проекта Parade.
Великий актер Пьер Бертен вспоминает: «Дягилев всегда говорил: "Удивите меня, удивите меня". Так вот, чтобы удивить его, надо было найти нечто, и Кокто стал той самой миной — разорвавшейся и вскрывшей нечто новое. Он-то и придумал очаровательный сюжет балета «Parade».
Слава Жана Кокто стала огромной после постановки легендарного балета Parade, поставленного в мае 1917 года Русским балетом Дягилева в Париже: композитор – Эрик Сати, автор либретто – Жан Кокто, хореограф – Леонид Мясин, дирижёр-постановщик – Эрнест Ансерме, сценография – Пабло Пикассо.
Жан Кокто
Сергей Дягилев
Леонид Мясин
Эрик Сати
Пабло Пикассо
Только в таком совершенном аккорде, в сочетании редких соавторов — Кокто, Пикассо, Мясина, Сати, Дягилева — спектакль смог приобрести особый уровень самобытности и не опуститься до опасной близости к сатирической пародии на цирковую интермедию-пантомиму.
Премьера балета Parade состоялась в Париже в театре Шатле 18 мая 1917 года в 15 час. 45 мин. в таком составе: Мясин (Китаец), Статкевич (Менеджер-американец), Лопухова и Зверев (Акробаты), Уманский и Новак (Лошадь), Войзиковский (Менеджер-француз), Шабельская (Малышка-американка).
Михаил Сапонов пишет: «Скандал в мае 1917 г. на премьере балета Parade, этого шедевра Кокто—Сати—Пикассо—Мясина, разразился на радость гениальному антрепренеру С.П.Дягилеву, но стал полной неожиданностью для самих создателей спектакля. Кокто убедился, как мало осталось в спектакле от его либретто и его замысла. Он признавался позднее, что нарочно ни разу не смотрел спектакль из зала, а лишь помогал рабочим сцены во время представления за кулисами».
Даже критик Пьер Лало, ранее признававший и понимавший новшества «Русского балета», не выдержал и обвинил авторов в банальности. Один из биографов Сати вспоминал: «Это был скандал! Весь Париж был в <театре> Шатле и бурлил негодованием! Сати был в восхищении: «они дерутся из-за меня!»... Пресса была очаровательна — Сати, Кокто и Пикассо называли «бошами»... Один из отчетов возбудил Сати до такой степени, что он послал его автору письмо, полное грубых оскорблений. В результате — судебный процесс. Автора «Парада» присудили к восьми дням тюремного заключения». Присудили условно.
Сцены из спектакля Parade. Всю коллекцию снимков артистов в костюмах Пикассо, сделанную Лахманном в 1917 году, можно посмотреть на сайте Музея Виктории и Альберта, Лондон.
Вместе с тем скандал вокруг премьеры, как это обычно бывает в истории современного искусства, вскоре сменился триумфом — как на концертном исполнении музыки балета, так и на возобновлениях постановки.
Повторные спектакли (по данным С.Л.Григорьева, секретаря Дягилева) давались уже в июне 1917 г. В Мадриде, по специальному приглашению испанского короля Альфонсо XIII; затем был спектакль в Барселоне в ноябре того же года (в театре Лисео).
После Лондонской премьеры (апрель 1919) спектакль был поставлен в театре Елисейских Полей в Париже в декабре 1920 с огромным успехом. Последовали другие парижские постановки: в мае 1921 (театр Гэтэ Лирик), в июне 1923 (там же), в июне 1924 (театр Елисейских Полей), в июне 1926 (театр Сары Бернар). В июле 1926 вновь состоялся гастрольный спектакль в Лондоне.
Вот такую историю напомнил ролик пермских студентов «Пермь дышит балетом» Жаку Сегела.