Масштабное исследование кафедры: имидж ПНИПУ в российском и международном пространстве
Кафедра «Иностранные языки и связи с общественностью» в июле-октябре 2016 г. провела масштабное исследование «Присутствие ПНИПУ. в информационном пространстве. Оценка текущего имиджа ПНИПУ». Руководитель исследования – зав. кафедрой ИСиСО проф. Светлана Шляхова.
Исследование проводилось в рамках работы проектной лаборатории «PRoject». Мониторинг СМИ проводился в лаборатории исследований массовых и межкультурных коммуникаций «МК в квадрате» (руководитель С. Шляхова), социологический опрос в лаборатории «PRoject Student» (руководитель Ю. Лекторова). В работе участвовали бакалавры 1 курса и магистранты 1 и 2 курса кафедры ИЯиСО.
Анализ присутствия ПНИПУ в российском и международном информационном пространстве проводилось методом контент-анализа.
Массив публикаций: всего было проанализировано 1252 публикации о ПНИПУ в общероссийских, региональных, муниципальных, отраслевых печатных и электронных изданиях; в новостях с лент общероссийских, региональных информационных агентств; на новостных и аналитических интернет-ресурсах. Временной период: 01.01.2015 – 15.07.2016.
Анализ эффективности каналов коммуникации, оценка текущего имиджа ПНИПУ и оценка логотипа ПНИПУ проводилось путем анкетного опроса (июль-сентябрь 2016 г.). Используемые виды опросов: заочный (анкета на самозаполнение) и очный (Face-to-face) опрос; групповое и индивидуальное анкетирование; телефонный и интернет-опрос.
Совокупная выборка составляет 1947 респондентов различных целевых групп ПНИПУ: жители Перми и Пермского края, абитуриенты, студенты, старшеклассники, сотрудники ПНИПУ.
Исследование проводилось по пяти направлениям:
1. Мониторинг присутствия ПНИПУ в информационном пространстве
Цель мониторинга СМИ: контент-анализ сообщений СМИ о ПНИПУ; определение «портрета» ПНИПУ в СМИ; оценка общественного мнения по поводу ПНИПУ.
В целом ПНИПУ имеет хорошие показатели присутствия в информационном поле (в среднем 69 материалов в месяц). Большинство сообщений о ПНИПУ (52,8%) имели положительную модальность. Имидж ПНИПУ в СМИ весьма благоприятный. Подавляющее число публикаций в СМИ способствуют формированию позитивного имиджа ПНИПУ и позиционированию его как крупнейшего инновационного вуза России на территории Пермского края.
2. Мониторинг присутствия ПНИПУ в международных электронных поисковых системах
Цель мониторинга интернет-пространства со сменой IP-адреса: анализ информации о ПНИПУ в международном информационном пространстве; определение «портрета» ПНИПУ в международном интернет-пространстве; определение доступности информации о ПНИПУ для потенциальных партнеров и абитуриентов.
При помощи специальных программ осуществлялся выход в интернет-пространство стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки за счет изменения IP адреса на адрес «внутри» нужной страны, т.е. осуществлялся виртуальный перенос IP в исследуемую страну. Таким образом, результаты поиска с использованием программы идентичны результатам поиска жителя той или иной страны. Всего проанализировано 2350 ссылок, сделано около 2350 скриншотов.
Наибольшее количество ссылок о ПНИПУ выявлено в Великобритании, Норвегии, ЮАР (по 4 тега); Египте, Камеруне, Конго, Нигерии, Эфиопии и Швеции (по 3 тега). Отсутствует информация о ПНИПУ в поисковых системах Европы в Белоруссии, Испании, Италии, Латвии и Польше; Азии в Японии, Монголии, Индии, Афганистане и Индонезии; Южной Америке в Боливии и Венесуэле. Анализ показывает, что Пермский национальный исследовательский политехнический университет больше всего представлен в информационном пространстве стран Африки, а также в англоговорящих странах.
В международном информационном интернет-пространстве ПНИПУ входит в интернет-рейтинги российских вузов, занимая 21-59 позиции. В азиатских рейтингах российских вузов ПНИПУ занимает 45 (ОАЭ) и 71 (Оман) позиции. В рейтингах стран Южной Америки ПНИПУ занимает 37 позицию в рейтинге российских вузов (Парагвай). В Омане ПНИПУ входит в список российских вузов, которые рекомендуются для поступления. В рейтингах стран Европы ПНИПУ занимает 37 позицию (Великобритания). В поисковых системах стран Африки в интернет-рейтингах ПНИПУ занимает 53, 40 и 59 позиции (Египет); 56 и 45 позиции (ОАЭ); 21-25 позиции (ЮАР).
Результативность поисковых запросов отличается в зависимости от языка, на котором вводился тег в поисковике: на английском языке во всех странах был практически идентичный результат, а на родном языке исследуемой страны упоминаний российских вузов, в том числе и ПНИПУ, оказывалось значительно меньше.
Характер запросов также отличается в зависимости от региона, в котором производился информационный запрос. Для стран Азии более характерен поиск университетов, осуществляющих преподавательскую и исследовательскую деятельность по направлениям электротехника, робототехника, нанотехнологии, а для стран Ближнего Востока – нефтепереработка, горное дело, химическая промышленность.
3. Анализ эффективности каналов коммуникации
Цель анализа каналов коммуникации: определение эффективных каналов коммуникации с различными целевыми аудиториями.
Наиболее эффективными каналами коммуникации для получения информации о ПНИПУ являются личные контакты (родители, друзья, учителя, студенты и выпускники ПНИПУ): их отмечают от 40 до 70% всех респондентов. Наименее эффективны телевидение и газеты (11-12% респондентов). Социальные сети и сайт ПНИПУ являются источниками информации о ПНИПУ для 25-27% респондентов.
4. Оценка текущего имиджа ПНИПУ
Цель оценки текущего имиджа ПНИПУ: определение образа (взгляда со стороны) ПНИПУ, существующего в сознании внешней и внутренней аудитории.
Анкетный опрос показывает, что в Пермском крае ПНИПУ имеет самый высокий рейтинг по признаку узнавание без напоминания: 100% респондентов назвали ПНИПУ. Идентичный показатель имеет ПГНИУ (99,5%), высокий показатель в рейтинге узнаваемости имеет ПГГПУ (81%).
Внешний текущий имидж ПНИПУ включает следующие ключевые характеристики: крупнейший технический вуз в России (48%), партнерство с крупными предприятиями (47,5%), высокое качество образования (52%).
Внешний ассоциативной имидж ПНИПУ актуализирует следующие характеристики: высококлассные инженеры, крупнейший вуз, высокое качество образования, гордость, престиж, успех, карьера, наука, лучший, хорошее обучение, будущее.
Внутренний текущий имидж ПНИПУ включает следующие ключевые характеристики: престижность и узнаваемость университета (более 80% респондентов), стабильная зарплата (53%), благоприятная атмосфера в коллективе (более 70% респондентов).
Основными мотивами выбора ПНИПУ абитуриентами 2016 г. являются: возможность получить хорошую работу (46,8%), высокое качество образования (41,5%), совет родителей (32%).
5. Оценка логотипа ПНИПУ
Цель оценки логотипа ПНИПУ: определить содержание и функции текущего логотипа ПНИПУ и вариантов логотипа, разработанных кафедрой дизайна ПНИПУ, в сознании внешней и внутренней аудитории.
Текущий логотип ПНИПУ идентифицируют 63% респондентов без вербальных символов (без подписи ПНИПУ), что приводит к четкой привязке представлений о ПНИПУ к текущему логотипу. Текущий логотип ПНИПУ по разным критериям эффективен в среднем на 60%.
Исследование кафедры «Иностранные языки и связи с общественностью» представлено руководству Пермского политеха, по заказу которого и проводилось данное исследование.
С.Шляхова