Памяти Александра Жунева
При работе над книгой «PR пермского периода» студенты кафедры оказались одними из последних, кто брал интервью у пермского художника.
С Александром мы познакомились ВКонтакте, а после небольшой переписки созвонились и решили встретиться 21 декабря в его штабе: ул. Циолковского, 9.
Александр был в тот день занят работой над проектом и, как мне сначала показалось, был не готов отвечать на вопросы. Я ошибался, потому что, когда я оказался на пороге его штаба, он быстро привел в порядок свой рабочий стол и любезно предложил мне чай. Так мы начали разговор, который плавно перешел в интервью, и Александр максимально точно и честно отвечал на мои вопросы.
Он был открытым и приятным в общении человеком. Мне не удалось поговорить с ним долго: у него впереди было много работы. Но мы успели обсудить злободневные и интересные темы за пределами интервью: его нынешние проекты, планы на будущее, смешные и не очень ситуации, связанные с его деятельностью. Поговорили и про отношение разных слоёв общества к его творчеству. Лично для меня он запомнился человеком с уникальным взглядом на мир.
Александр Игоревич Жунев, стрит-арт художник, создатель фестиваля стрит-арта "Экология Пространства".
– Как у Вас появилась идея по созданию фестиваля «Экология Пространства»?
– Когда в 2012 году Андрей и Надежда Агишевы только открыли «Музей советского наива», мы пришли к ним и предложили создать фестиваль «Экология Пространства». У нас была идея использовать на фестивале таксофоны и электрошкафы. Электрошкафы оказались изюминкой фестиваля, потому что рисовать на такой маленькой поверхности не боятся обычные люди, такие, как: домохозяйки и студенты, люди, которые не относят себя к субкультуре граффити. При помощи фестиваля «Экология Пространства» получил популярность «Музей советского наива», а мы спонсорскую поддержку.
– Собираетесь ли Вы и дальше проводить фестиваль?
– Обычно, чтобы провести фестиваль, нужно потратить всё лето на работу, и на себя уже совсем не остается свободного времени. Потому проводить я его буду, если будут время и средства.
– Создавали ли вы PR-кампанию для продвижения вашего фестиваля стрит-арта «Экология Пространства»?
– Да, мы проводили мероприятия, мастер-классы и использовали продвижение в интернете через наш сайт и группу ВКонтакте.
– Какие из ваших проектов вы считаете самыми лучшими и резонансными?
– Самый резонансный был, наверное, проект про распятие Гагарина. А лучших… много (улыбается).
– То есть с самым лучшим проектом вы еще не определились?
– Ну, почему же, много хороших работ было. Например, вспомнить ту же работу с Юрием Шевчуком: там и резонанс был, и сама работа получилась в тему. И Есенин, конечно же, начиная с него у меня известность в Перми появилась.
– Какую идею вы хотели донести до пермяков, когда еще в 2009 году нарисовали Есенина на недостроенном здании по ул. Куйбышева?
– На самом деле проект с Есениным был очень простой, но для меня он является знаковым. Задача была нарисовать хорошую картинку на доме, который никто не охранял и который находился в центре города, чтобы показать людям, что стрит-арт – это хорошо, а не какой-то там «негатив».
– Скандально известный случай с распятым Гагариным, по вашему мнению, имеет скорее положительный, чем отрицательный эффект?
– Положительный, конечно. Идея была хорошей, да и сам проект оказался скандальным, поэтому мою картину узнали по всей стране. И это хорошо. Большинство людей даже не поняли задумку, они поверхностно смотрели на эту картину. Однако резонанс был, и потому этот проект, лично для меня, имеет положительный эффект.
– Считаете ли вы, что большинство россиян правильно интерпретировали вашу задумку с распятием Гагарина?
– Нет, конечно, большинство людей ничего не понимает (улыбается). Они смотрят на картинку поверхностно, не вдумываются. Именно потому они поняли только проект с Есениным.
– Как к вашим проектам относятся пермские чиновники? Были ли у вас «государственные» заказы?
– Хорошо относятся, а заказы, да, бывают. Например, я уже несколько лет подряд для форума «iВолга» создаю арт-объект, который представляет Пермский край. Делал я это уже раза четыре.
– В целом, пермяки относятся к вашему творчеству положительно или отрицательно? Какой, по вашему мнению, вы создали имидж себя в их глазах?
– Мне кажется, что больше положительно. Нельзя сразу за всех сказать, потому что, к примеру, кого-то взбесило распятие Гагарина, и он/она уже не будет меня любить никогда больше. У меня ведь есть разные работы: есть критические и есть просто красивые работы. На счёт моего имиджа? Даже не знаю… У кого-то мог сложиться в голове образ художника, который рисует на улицах красивые картины, у кого-то образ художника со своим особым видением, у кого-то – художника-оппозиционера. Но в общих чертах, наверное, имидж обычного художника уличного искусства, что тут еще можно сказать (смеется).
– По вашему мнению, можно ли при помощи стрит-арта создать в Перми эффективную PR-кампанию?
– Да, конечно, можно. Считаю, что это самое лучшее средство для PR. Стрит-арт гораздо дешевле и требует меньше затрат, чем реклама. Да и метод использования стрит-арта в PR более резонансный, но это, конечно же, зависит от темы. Если PR-кампания сама по себе не очень интересная, то тут и стрит-арт не поможет. А если это, например, PR-кампания по продвижению какой-то идеи, которая касается многих и может как-то поменять жизнь людей, то стрит-арт здесь мог бы сыграть ключевую роль в продвижении данной идеи в массы.
Никита Васев